ФОРМУЛА УСПЕХА

С ТОЧНОСТЬЮ
ДО МЕТРА

Более 15 лет новосибирская компания, которая сегодня называется «Центр точного земледелия «Аэросоюз», разрабатывает и производит оборудование, значительно облегчающее жизнь аграриям. А начиналось все с самолетов.
Борис Скрынник
директор «Аэросоюза»
Первый вопрос, который возникает у любого, кто видит название предприятия: почему «аэро»? Действительно, где самолеты, а где земля… Но стоит обратиться к истории «Аэросоюза», как все становится понятно.

В конце 90-х многие технические специалисты, в том числе бывшие авиационные инженеры и военные, массово уходили в челноки, чтобы прокормить семьи. Однако самые стойкие искали другие пути, дающие возможность не только заработать, но и не терять связи с любимым делом.

Тогда же появились люди, которые начали приобретать летательные аппараты, чтобы осуществить свою мечту — научиться летать. Есть спрос — значит должно быть и предложение. Поэтому бывший военный вертолетчик, афганец Сергей Пискунов организовал межрегиональное потребительское общество (МПО) «Сибирский Аэросоюз» — место, где профессионалы учили людей управлять самолетами и вертолетами, а также обслуживать их.

Скоро стало понятно, что нецелесообразно использовать воздушные суда только для удовольствия, когда с их помощью можно зарабатывать деньги.

В стране как раз начал развиваться новый тип авиации, которого в Советском Союзе не было — авиация общего назначения. В ее рамках легально можно было заниматься аэрофотосъемкой (АФС) и авиационно­химическими работами (АХР). Это была перспективная ниша. Но чтобы занять ее, требовались грамотные специалисты. И они нашлись.

В компанию пришли авиаинженеры с опытом работы в Сибирском НИИ авиации им. С. А. Чаплыгина: ведущий инженер по летным испытаниям Борис Скрынник (будущий директор «Аэросоюза») и Олег Лобанов (впоследствии стал главным конструктором). Работу в области АХР пригласили курировать Георгия Транько, который к тому времени уже обладал аналогичным опытом (сейчас занимает должность главного инженера).
Прицепной опрыскиватель 2019 года выпуска
Взмывая в воздух…

Для новых целей на базе МПО было создано и новое предприятие — летно-технический центр «Аэросоюз». Многие владельцы воздушных судов откликнулись на предложение использовать их технику для аэрофотосъемок и гербицидной обработки полей. Они получали от этого двойную выгоду, так как могли не только заработать, но и приобрести дополнительный опыт пилотирования. Разумеется, все работы выполнялись под строгим контролем профессионалов.

 — Для проведения аэрофотосъемок мы получили специальные разрешения по секретности и были первыми в России, кто начал снимать на малогабаритные цифровые фотоаппараты с помощью специально разработанной автоматизированной АФС‑платформы, — рассказывает директор «Аэросоюза» Борис Скрынник. — Благодаря этой платформе мы смогли выполнять съемки с вертолета Ми‑2, который ранее никогда не применялся для таких работ. В области АХР тоже стали новаторами: до этого химобработка полей проводилась на Ан‑2, а использование сверхлегких самолетов и мотодельтапланов в разы сократило затраты. Работы стали рентабельными, что вызвало интерес у сельхозпроизводителей. Спрос на наши услуги тут же возрос.
Компания производит 1000 комплектов навигации и управления и 50 опрыскивателей в год. В перспективе планируется увеличить выпуск в два раза.
Агронавигатор на КПК
… и спускаясь на землю

Правда, от аэрофотосъемок вскоре пришлось отказаться, так как конкурировать с космическими снимками было нереально. Единственным способом заработать для «Аэросоюза» остались авиационно­химические работы. На этом и сконцентрировались.

Но параллельно искали и другие решения, ориентируясь на потребности сельского хозяйства. Так, в начале 2000-х сконструировали легкие алюминиевые подвески для опрыскивателей и поставили их на импортные проходимые грузовики. Затем дополнили каждый опрыскиватель двумя микропроцессорными системами собственного производства. АСУР контролировала расход жидкости: ее подача менялась в зависимости от скорости грузовика, а программа параллельного вождения «Агронавигатор» с GPS‑сигналом для карманного микрокомпьютера позволяла работать даже ночью.

В итоге производительность заметно выросла и стала соизмерима с авиационными обработками. При этом затраты были меньше, а качество — выше. Очевидно, что новая технология оказалась более экономичной и доступной даже фермерам­одиночкам. Именно они и стали первыми заказчиками таких услуг.

Сельхозпроизводители Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края быстро оценили эффект от использования новых технологий на полях. Начало работать сарафанное радио, да и реклама приносила свои плоды. Заказчиков становилось больше. И предприятие к 2005 году полностью перешло на наземную обработку сельхозрастений, устанавливая свое оборудование уже на российские грузовики 4wd.

 — Развитие нашей компании наглядно показало, как законы экономики влияют на внедрение в сельское хозяйство более современных и эффективных технологий, — подчеркивает Борис Скрынник.
Самоходный опрыскиватель
Дальше — больше

Востребованность новых систем навела на мысль, что акценты деятельности стоит сместить на разработку оборудования. Было скорректировано и название компании — с тех пор это «Центр точного земледелия Аэросоюз».

 — Мы постоянно анализируем зарубежный опыт, посещаем выставки, изучаем каталоги, интересуемся мнением сельхозпроизводителей, которые используют импортное оборудование, — поясняет Борис Скрынник. — Делаем из этого выводы и стараемся разработать такие решения, которые адаптированы к местным условиям и доступны не только крупным агрохолдингам, но и каждому фермеру.

Сегодня «Аэросоюз» практически полностью отказался от услуг по обработке полей. Специалисты компании вместе с коллегами из дочернего предприятия «Системы точного земледелия» занимаются совершенствованием навигационных комплектов и технологий точного земледелия. Российские аграрии с удовольствием используют удобные, компактные бортовые компьютеры «Агронавигатор плюс», управляющие сразу несколькими исполнительными механизмами сельхозмашины. Система позволяет и сеять, и удобрения вносить, и регулировать нормы внесения пестицидов в зависимости от состояния почвы, и контролировать площадь обработки благодаря спутниковому позиционированию. К тому же все технологии являются энергосберегающими, что дает сельхозпроизводителям ощутимую экономию.
Агронавигатор 2020 года выпуска
Вопрос престижа

Конечно, не все и не всегда складывалось гладко. Бывало, что из-за долгов заказчиков не хватало оборотных средств на закупку комплектующих и оборудования. Но брать на эти цели кредиты в компании считали неправильным. Как говорится, берешь чужие, а отдаешь свои. Старались справляться собственными силами, договаривались с заказчиками о погашении долгов. Своим же главным принципом работы в «Аэросоюзе» считают безусловное выполнение всех договорных обязательств. Это и вопрос престижа компании, и вопрос чести.

 — С 2016 года, когда дочернее предприятие «Системы точного земледелия» стало резидентом фонда «Сколково», стало полегче, — говорит Борис Скрынник. — Нам предоставили льготы по налогам, и появилось больше средств, которые можно направлять на развитие и разработки. Именно это мы и делаем, так как уверены, что будущее сельского хозяйства — за точным земледелием.

На предприятиях сегодня трудится более 30 человек. В изготовлении опрыскивателей задействованы рабочие и конструкторы, в производстве систем навигации и управления — радиоэлектронщики, программисты, техники­радиомонтажники.

Но учредители компании не могут позволить себе наблюдать за процессом со стороны. Как признается Борис Скрынник, подбор персонала — это самый больной вопрос: найти грамотных специалистов очень сложно. Поэтому приходится самим вникать во все тонкости производства.

Обязанности распределили таким образом: директор «Аэросоюза» Борис Скрынник курирует все, что связано с навигацией и системами управления, главный конструктор Олег Лобанов — разработки, а главный инженер Георгий Транько — все, что связано с «железом», производством сельхозагрегатов.
С 2007 года в России, Беларуси и Казахстане эксплуатируются около 5 000 комплектов навигационных систем под торговой маркой «Агронавигатор».
Время выходить за рамки

До сих пор все работы велись на арендованных площадях. Однако руководители понимают, что пора двигаться дальше. Два года назад решили приобрести земельный участок и построить на нем собственные производственные помещения. Для реализации столь масштабного проекта без заемных средств было не обойтись. Поскольку с банком «УРАЛСИБ» компания работала давно, то и за кредитом обратились именно сюда. В банке тоже ценят давних надежных клиентов, поэтому открыли для «Аэросоюза» кредитную линию.

В данный момент идет активное строительство. Запуск производственного цеха намечен на I квартал, а административный корпус планируется сдать к концу 2020 года.

Это откроет перед «Аэросоюзом» новые перспективы. В планах — не только увеличить производство навигационных систем, опрыскивателей, систем для внесения удобрений, но и начать выпуск новой продукции. Конечно, тоже технологичной — такой, которая будет экономить средства аграриев и повышать урожайность.

Кроме того, появятся возможности и для расширения рынка сбыта. С опрыскивателями пора выходить за рамки Сибирского федерального округа, в европейскую часть России и Казахстан. А с системами навигации — еще дальше: в страны Юго­Восточной Азии, Индию и Китай.

И девиз главы «Аэросоюза» «Ставь цель и иди к ней, несмотря на любые препятствия» не оставляет никаких сомнений в том, что все задуманное осуществится.