ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

НА КИНО, МОРОЖЕНОЕ
И НЕ ТОЛЬКО

Все чаще банковские карты используют не только взрослые,
но и дети. По данным платежной системы «Мир», карты есть у 55% российских подростков.
За последние несколько лет платежное поведение россиян значительно изменилось. Одновременно с ростом количества безналичных платежей меняется и сам способ оплаты. Еще в 2017 году более 80% всех карточных операций совершалось с помощью контактных карт, на бесконтактные карты приходилось 16% платежей, а на оплату смартфонами через Samsung Pay, Apple Pay и другие мобильные платежные сервисы — всего 3% операций. К концу 2019 года на долю контактных карт приходится только 28% от общего числа совершаемых россиянами карточных операций, 53% занимают платежи по бесконтактным картам, а операции с помощью смартфонов уже заняли 19%.

Причем картами все чаще платят не только взрослые, но и дети. Платежная система «Мир» провела исследование образа жизни и платежного поведения российских подростков 12−17 лет.
Более 50% подростков пользуются
банковскими картами

Об исследовании: количественное исследование путем личных формализованных интервью в присутствии родителей, репрезентативная выборка, 501 человек. География исследования: города-миллионники и небольшие города в ЦФО, СФО, ЮФО, СЗФО, УФО.

Образ жизни

  • Современные подростки живут онлайн: 95% ежедневно пользуются Интернетом.
  • Основной канал для выхода в Интернет — смартфон — есть у 94% участников опроса, причем у 68% - на базе Android, 26% - на iOS.
  • Больше всего времени в Интернете подростки проводят в соцсетях — ими пользуются 96% опрошенных.
  • Компьютерными играми увлекается значительно меньше респондентов — 27%. Платные подписки на контентные сервисы (кино, сериалы и т. п.) не очень востребованы — ими пользуются лишь 13% опрошенных.
Финансовое поведение

С 12 лет почти у всех подростков появляются деньги как в наличной, так и в безналичной формах.

Практически у всех участников опроса есть опыт безналичной оплаты — банковская карта есть у 55% подростков. Из них у половины это карта, оформленная на их имя, а не родительская или «дочерняя» от родительской.
Все опрошенные подростки получают деньги от родителей на карманные расходы или выполнение поручений (покупка продуктов в магазине), а также в качестве подарков к праздникам или вознаграждений за успехи. Примерно каждый четвертый подросток 15−17 лет также подрабатывает. Средняя сумма «поступлений» в месяц — 7667 руб., из них в среднем 2500 руб. — карманные деньги и столько же — деньги на поручения. Около 37% подростков получают деньги несколько раз в неделю.

Карманные деньги тратят преимущественно на еду и напитки 68%, развлечения (например, билеты в кино) — 54%, походы в кафе и рестораны — 43%.
27% подростков активно вовлечены в финансовую активность своей семьи.
Они участвуют в принятии решений о крупных покупках или даже в планировании семейного бюджета. Зачастую первый серьезный финансовый вопрос, в который вовлекается подросток 15−17 лет, касается обучения в вузе на коммерческой основе.

Как правило, большинство родителей контролируют расходы ребенка — только 26% респондентов ответили, что их расходы практически или совсем не контролируются. При появлении у подростка собственной банковской карты уровень контроля родителей, как правило, снижается.
Ирина Лобанова
руководитель центра маркетинговых исследований
платежной системы «Мир»:
Дети и родители расходятся во мнении о том, какие траты нужно оплачивать картой. Если старшее поколение предпочитает использовать безналичный расчет при мелких покупках, то подростки считают, что карту лучше использовать для сумм от 500 руб.

В разрезе трат можно говорить о некотором гендерном различии. Девушки раньше, чем юноши, начинают проявлять самостоятельность в финансовом поведении и лично совершать бытовые покупки — уже в возрасте 12−13 лет, чаще всего они приобретают одежду и косметику. После 15 лет на них зачастую перекладывают и некоторые семейные финансовые обязанности (оплату Интернета, покупку корма для домашних животных, оплату ЖКХ и т. п.). Молодые люди же зачастую ограничиваются покупкой снеков и тратами на развлечения для себя, остальные покупки совершают совместно с родителями. В целом можно отметить, что юноши менее рационально относятся к тратам и склонны к импульсивным покупкам.