БИЗНЕС-ТРЕНДЫ
СИЛА
ПАУЗЫ
Хотите заключать новые контракты, быть внимательным собеседником и успешным переговорщиком, продавать свою продукцию и услуги? Преподаватель Университета бизнеса банка «УРАЛСИБ», консультант по публичному позиционированию и имиджу голоса, член Российской общественной академии голоса, педагог высшей категории по технике речи Ольга Ходакова делится одним секретом, о котором мало кто задумывается.
Ольга Ходакова
член Российской общественной академии голоса, педагог высшей категории по технике речи
Как тренер с 15-летним опытом, я могу сказать, что многие выступающие недооценивают силу паузы. Постараюсь дать общее представление о том, когда ее нужно делать и зачем.

Часто мы пытаемся изложить всю информацию как можно быстрее, думая, что пауза воспринимается как слабость и незнание предмета речи. Нам не дает покоя мысль, что молчание на той стороне расценят как забывчивость и растерянность. Именно по этой причине чаще всего мы избегаем пауз и при выступ­лении, и на переговорах. И говорим, говорим, говорим…

А задумывались ли вы о том, какой имидж при этом создаете?

Первое. Вы ставите себя в ситуацию стресса, и аудитории слушать вас некомфортно. У слушателей может возникнуть ощущение, что вы куда-то опаздываете и выступаете на бегу, между делом. А отдачу на любых встречах никто не отменял.

Второе. Стремясь создать впечатление уверенности в себе, вы добиваетесь обратного эффекта. Говорить быстро, без пауз, не делая никаких акцентов, — верный признак неуверенности. Этим вы будто обесцениваете свои слова.

Третье. Может показаться, что вам неприятно находиться в одном помещении со слушателями или с конкретным человеком. А если еще добавить суетливость и иногда поглядывать на часы, именно так и будет — 100%.

Четвертое. Вы просто транслируете свой страх выступления. Вам хочется побыстрее от него избавиться, поэтому и говорите безостановочно. Как раз это вас и выдает.

Только в одном случае паузы воспринимаются негативно: когда вы делаете их слишком часто и не к месту, рвете фразы, произнося их к тому же дрожащим голосом и закатывая глаза.

Поделюсь с вами одной секретной формулой: «Ничто не держит внимание аудитории так, как пауза». Это достаточно простое, но трудно исполнимое правило, особенно в стрессовых ситуациях.

Когда же надо делать паузы?

Во-первых, на одну-две секунды перед началом выступления. Это обязательно. Зачем? Чтобы обратить на себя внимание, показать, что вы здесь и сейчас начнется что-то очень важное. Во-вторых, пауза помогает делать нужные акценты — перед важными словами или фразами. Только «важное» не может быть через слово. Выделяйте действительно главное. Пауза помогает слушателям подумать, переварить сказанное. Поэтому я рекомендую не спешить. Старайтесь делать паузы там, где надо.

И о вас скажут, что вы всегда знаете, что говорите.