БИЗНЕС-ТРЕНДЫ
ФАКТОРИНГ
ДЛЯ СФЕРЫ КРАСОТЫ
Эксперты НФК выяснили, какие изменения произошли на рынке парфюмерии и косметики за последние годы, с какими трудностями приходится сталкиваться компаниям и как факторинг помогает решить возникшие проблемы.
Немного статистики

Бьюти-сфера — одна из самых стабильных и успешно развивающихся на отечественном рынке товаров и услуг. Даже в кризисные периоды производители и поставщики парфюмерии и косметики продолжали получать прибыль, в то время как во многих других отраслях наблюдался застой и даже отток инвестиций. В настоящее время доля отечественного рынка красоты в мировом обороте продукции составляет около 11%.

Потребителям предлагается более 120 косметических брендов. В то же время самих производителей уходовых средств значительно меньше. Большая часть товаров изготавливается транснацио­нальными корпорациями. Например, в их число входят известные Procter & Gamble, Henkel, Unilever. Из-за этого практически всю нишу занимают импортные производители. Только до 30% рынка занимают местные заводы — изготовители товаров для бьюти­сферы. Наиболее популярны сегодня линейки «Рецепты бабушки Агафьи», Natura Siberica, Organic Shop, Planeta Organica.
Причины перемен

Стремительный рост отечественного рынка красоты за последние несколько лет в немалой степени стал возможным благодаря влиянию демографического фактора. Активные потребители бьюти­продукции — женщины в возрасте от 16 до 60 лет, которые скорее откажутся от дорогих продуктов питания или отпуска за границей, чем станут экономить на собственной внешности. Ежегодно россиянки тратят на косметику до 15−20% своих доходов. Подобные цифры подтверждают, что наши соотечественницы готовы платить за уходовые средства намного больше, чем женщины из Западной Европы. Это связано с тем, что до 97% россиянок постоянно наносят макияж. До 80% из них делают это ежедневно. Благодаря этому отечественные производители косметики и парфюмерии смогли без потерь преодолеть кризисные периоды и с успехом выбиться в конкурентоспособную нишу, где борьба идет уже на более серьезных условиях.

Если сравнивать с периодом после кризиса 2008−2009 годов, индустрия красоты начала активно продвигаться в интернет-пространстве. Ранее большинство компаний работало офлайн: в аптеках, сетевых магазинах, прямых продажах. Сейчас же пошли в рост интернет-продажи. Благодаря этому производители могут значительно расширить географию продаж и заполучить больше целевой аудитории, повысив доходы и прибыльность бизнеса.

Однако наряду с этим изменились и поведенческие характеристики покупателей косметических средств, которые привели к изменениям в производстве.
Факторинг помогает развиваться не только гигантам,
но и малым и средним предприятиям
Реальные доходы потребителей на фоне повышения курса мировых валют за последние 5 лет значительно снизились. Однако женщины не готовы полностью отказаться от косметики и парфюмерии, поэтому ищут более доступные средства, которые могли бы заменить привычные уходовые продукты. Так появляются отечественные аналоги ведущих брендов косметики, которые имеют схожий состав или полностью содержат тот же набор элементов.

Женщины стали покупать больше косметики, но только во время проведения акций. Таким образом они экономят больше денег, что привлекает внимание к конкретным производителям и магазинам. Однако для заводов и ретейлеров это чревато уменьшением количества покупателей в периоды без скидок. Чтобы избежать подобных рисков, производители расширяют линейку продукции, создают новые бренды, что позволяет разбивать акции на товары по месяцам без значительных потерь для бизнеса и привлекать больше покупателей.

Многие женщины стали обращать больше внимания на состав используемых косметических средств. Высоким спросом пользуется продукция с экомаркировкой, произведенная из натуральных продуктов и не содержащая аллергенов. Более 68% респондентов обращает внимание на факт тестирования товаров на животных. Из них 18% отказываются от покупки, если продукт проходил подобные испытания. Немногие зарубежные компании могут похвастаться отсутствием вредных элементов в составе уходовых средств, поэтому отечественные заводы-изготовители успешно перехватили инициативу и эффективно внедряют собственные разработки — косметику с максимально натуральным составом.
Серьезные проблемы

Из-за возникших изменений в потребительской среде изготовители и продавцы косметических товаров столкнулись с серьезными затруднениями.

Повышение закупочных цен. Ослабление курса рубля по отношению к доллару и евро значительно повлияло на стоимость оптовой продукции зарубежных брендов, с которыми сотрудничают поставщики. Около 70% товаров на рынке косметики и парфюмерии являются импортными, поэтому повышение цен на 20−50% нанесло серьезный удар ретейлерам. Более того, из-за скачка курса пришлось увеличить стоимость продукции и отечественным производителям — около 80% используемого сырья также поставляется из-за рубежа. Непредсказуемость ситуации с мировыми валютами вносит свои коррективы в сотрудничество с контрагентами. Некоторые поставщики из-за опасений по поводу финансовых рисков предоставляют новые прайс-листы настолько часто, что приходится согласовывать их ежедневно. Это не позволяет компаниям­-закупщикам планировать свой бюджет и дальнейшую деятельность.

Снижение потребительского спроса. Уменьшение доходов населения оказало значительное влияние на предлагаемые виды продукции и ее стоимость. Поставщики вынуждены подстраиваться под более требовательного покупателя и учитывать экономическую ситуацию не только в стране, но и во всем мире. Приходится вкладывать больше средств в маркетинг для стимулирования продаж, выводить на рынок новые линейки продукции в попытке удержать имеющихся и найти новых потребителей. Если у компании нет постоянного инвестора или ей не дают кредиты банки, удержаться на плаву в подобных условиях очень сложно.

Высокая конкуренция. Проблемы возникают с зарубежными брендами, которые ищут новые направления развития бизнеса. Например, большую долю рынка уходовых средств занимает продукция из Кореи — с ней довольно трудно соперничать. Однако многие отечественные производители выпускают аналогичную косметику и делают ее более выгодной для потребителей за счет снижения затрат на доставку и возможности получить отсрочку оплаты.

Эффективное решение

Многие компании отметили падение продаж в целом. Однако некоторые нашли выход из ситуации:

  • своевременно изменили ассортимент товаров;
  • перешли на прямое сотрудничество с отечественными производителями, чья продукция в разы дешевле, чем у всемирно известных брендов.

Однако даже то и другое одновременно не гарантирует решения проблемы пресыщения рынка косметических средств. Эти варианты не особо действенны, если не заручиться дополнительной поддержкой финансового агентства.

Нередко банки отказывают в кредитовании ретейлерам. Из-за этого у поставщиков не остается оборотных средств, что грозит банкротством. В таком случае единственно возможным решением является получение отсрочки от производителя. Но изготовители продукции опасаются рисков неоплаты товаров и не соглашаются работать на условиях длительного ожидания денег.

На помощь приходит факторинговая компания. Она позволяет ретейлерам получить отсрочку на любой разумный период. При этом производителю не придется использовать собственные оборотные средства, что положительно влияет на сотрудничество с поставщиками.

Как работают сделки по факторингу

Агентство берет на себя ответственность за полное погашение поставщиком долга, в то время как производитель сразу же получает средства на дальнейшее развитие бизнеса. Подобное сотрудничество через третье лицо выгодно для обеих сторон.

Производитель ничем не рискует, сохраняя обычные темпы разработки товаров и даже увеличивая их благодаря своевременно полученным средствам.

Поставщик не только сохраняет свои доходы, но даже имеет возможность увеличить оборот.

При этом многие производители стараются переводить все сделки на факторинг без регресса. Это позволяет исключить возможные риски и не ограничиваться малым периодом отсрочки — возможно погашение долга даже в течение 120 дней.
Факторинг поможет
Большинство официальных дистрибьюторов чувствуют себя уверенно на отечественном рынке красоты. Они могут диктовать покупателям свои условия, практически ничем не рискуя. При этом для обычных поставщиков отсрочка — это порой единственный способ борьбы за покупателя. Иногда для повышения конкурентоспособности привлечь потребителей необходимо всего за несколько дней. Из-за этого невозможно определить, сколько дней отсрочки требуется в том или ином случае. Работать в таких условиях очень сложно, требуется достаточный запас оборотных средств для обеспечения конкурентных предложений. Факторинг в этом случае поможет решить проблему.
Подводя итоги

На сегодняшний день сфера красоты — одна из немногих, где производители, официальные дистрибьюторы и поставщики не сильно ужесточают условия для своих клиентов. Благодаря поддержке факторинговой компании они не сокращают периоды отсрочки для заказчиков продукции. Так же дела обстоят и с лимитами отгрузок.

Новые поставщики не готовы сразу предлагать подобные условия сотрудничества, не имея документального обоснования выгоды таких сделок (в частности, статистики оплат). Однако это не является проблемой для их клиентов: последние используют факторинг для решения трудностей, связанных с ценами и сроками поставок.

Благодаря помощи финансовых агентств продолжают развиваться не только корпорации-гиганты, но и мелкие и средние предприятия. Их успешность перестает зависеть от экономической ситуации в стране и мире, платежеспособности потребителей. Компании чувствуют себя более уверенно среди отечественных и зарубежных конкурентов, которые не пользуются услугами факторинга. Такие предприятия могут планировать дальнейший рост и остаются на плаву даже в кризисы.