БИЗНЕС-ТРЕНДЫ
ОПТИМАЛЬНЫЙ ФАКТОРИНГ
Факторинговая схема сотрудничества позволяет предприятиям получить финансирование под дебиторскую задолженность. Такой подход помогает поставщикам снизить риски невыплаты со стороны контрагентов и моментально направить средства на повышение товарооборота и решение других вопросов. Покупатель при этом получает удобную для себя отсрочку платежа.
Напомним основную схему работы этого механизма.

Поставщик предоставляет покупателю партию своей продукции и передает накладные фактору.

Последний анализирует объем сделки, срок предоставления отсрочки, количество и особенности товаров/услуг, а также возможные риски неоплаты.

После этого фактор переводит на счет поставщика от 50 до 90% от суммы долга покупателя. Когда сделка завершена и стороны выполнили условия договора (то есть товар поставлен, принят и полностью оплачен), наступает финальный этап.

Фактор переводит поставщику оставшиеся средства за вычетом своей комиссии.

В результате такого сотрудничества выигрывают все стороны. Поставщик получает дополнительное беззалоговое финансирование, повышение товарооборота, усиление контроля за дебиторской задолженностью. Покупатель может рассчитывать на выгодные условия оплаты и расширение собственного рынка сбыта.
Факторинг выгоден компаниям, работающим на условиях отсрочки платежа
Виды сделок

С финансированием и без финансирования

Если фактор переводит на счет продавца 80−90% от стоимости поставки, то такая схема сотрудничества подразумевает финансирование. В этом случае посредник имеет право требовать от покупателя платежи за полученные товары/услуги в соответствии с утвержденным графиком. Получается, фактор предоставляет клиентам продавца кредит на полученную продукцию. Оставшиеся 10−20% служат «страховкой» на тот случай, если покупатель остался недоволен качеством или решил предъявить другие претензии. Поставщик получает этот остаток после того, как его клиент полностью оплатил товары/услуги.

При факторинге без финансирования посредник берет на себя задачу инкассирования дебиторских счетов продавца. На практике это происходит следующим образом. Поставщик отгружает продукцию своему клиенту, а затем предоставляет фактору счета. Задача последнего — проконтролировать поступление платежей от покупателя в соответствии с утвержденным графиком.

С регрессом и без регресса

Факторинг с регрессом предполагает, что риск неоплаты поставленной продукции берет на себя продавец. В этом случае фактор финансирует поставку, но при отсутствии своевременной оплаты от покупателя он вправе потребовать деньги с поставщика. Сделки с регрессом обычно практикуют предприятия, уверенные в своих дебиторах.

При сделке без регресса факторинговая компания полностью берет на себя риски, связанные с возможной неуплатой долга. Поставщик получает средства на свой счет в размере до 90% от суммы договора. В случае если покупатель допустил просрочку, фактор имеет право заявить о своих требованиях в судебном порядке. По этой причине подобные договоры заключаются после тщательной проверки контрагента.
Удобный инструмент
Факторинговое обслуживание является удобным инструментом страхования финансовых обязательств компаний друг перед другом. Особенно острую необходимость в такой поддержке ощущают предприятия, постоянно работающие на условиях отсрочки платежа. Спрос на различные виды факторинга среди российских предприятий постоянно расширяется, этим обусловлена их гибкость и универсальность. Тем не менее не все компании могут воспользоваться факторинговыми схемами сотрудничества.

Как правило, факторы не идут на заключение договоров с компаниями, которые:
• имеют большое количество контрагентов с небольшими задолженностями;
• занимаются производством узкоспециализированной продукции;
• работают по договорам субподряда (например, строительные организации);
• реализуют в розницу широкий ас сортимент дешевых товаров повседневного спроса;
• работают со своими клиентами на условиях бартера.

Во всех остальных случаях предприятия могут рассчитывать на подбор оптимальных условий сотрудничества с факторинговой компанией.
Открытые и закрытые

Если покупателя ставят в известность, что в сделке участвует третья сторона (фактор), контролирующая его обязательства по оплате товаров/услуг, то речь идет об открытом факторинге. Уведомление обычно происходит через отметку на счете­фактуре о направлении платежа в адрес другой организации (не поставщика).

При закрытом факторинге покупателя, соответственно, не предупреждают о привлечении к работе третьей стороны. Он перечисляет средства за товары/услуги в полном объеме на счет поставщика, а последний рассчитывается с фактором.

В соответствии со сложившейся практикой факторинг без регресса обычно бывает открытым, а с регрессом — как открытым, так и закрытым.

Внешние и внутренние


Внутренний факторинг является для нашей страны наиболее распространенным и привычным. В этом случае все три стороны сделки — продавец, покупатель и фактор — находятся на территории одного государства.

Внешний (экспортный, международный) факторинг применяется, если стороны договора поставки являются резидентами разных стран. При этом наиболее распространена схема, когда к работе привлекается два фактора. Один находится в стране продавца (то есть финансирует экспортера), а другой — в стране покупателя (то есть принимает на себя кредитные риски и занимается инкассацией дебиторской задолженности). В России данная схема развита слабо и в основном применяется в работе с контрагентами из ближнего зарубежья.