БИЗНЕС-ТРЕНДЫ
ФАКТОРИНГ
И ФОРФЕЙТИНГ
В чем сходства и различия между этими двумя, на первый взгляд похожими, финансовыми инструментами?
Современным торговым и производственным компаниям нередко приходится заключать сделки, которые предусматривают поставку товаров под реализацию или условия отсрочки платежа со стороны покупателя. При этом параллельно перед предприятием стоят вопросы расширения производства, повышения его рентабельности, увеличения рабочих мест. Классическое кредитование в банке может нести дополнительные риски, если покупатель по тем или иным причинам вернет товар или не сможет вовремя оплатить счет. В этом случае на помощь приходят такие банковские услуги, как факторинг и форфейтинг. Рассмотрим подробнее эти два продукта.

Факторинг предполагает поставку товаров покупателю на условиях отсрочки платежа. При этом продавец реализует свою продукцию с оплатой договора через банковскую или факторинговую организацию. До 90% от суммы сделки он получает сразу, а оставшиеся средства ― после того, как покупатель оплатит товар. Поставщик несет ответственность за неисполнение условий договора перед покупателем.

Форфейтинг предполагает выкуп обязательств должника перед кредитором. Форфейтор принимает на себя все финансовые риски и может в случае необходимости продать долг третьим лицам. Начиная с момента выкупа долговых обязательств поставщик получает всю сумму за отгруженный товар и больше не несет ответственности за неплатежеспособность покупателя.
Оба метода актуальны и востребованы среди предприятий развитых стран. Схемы факторинга и форфейтинга выгодны и покупателям, и поставщикам. Первые могут не выводить средства из оборота для внесения аванса за товар и планировать сроки погашения дебиторской задолженности. Вторые сразу же получают аванс для изготовления новой партии продукции. Клиенты фактора или форфейтора в любом случае снижают свои риски по сделкам и могут планировать свое развитие в долгосрочной перспективе.