БИЗНЕС-ТРЕНДЫ
ПОДКЛЮЧАЕМ К СБП:
БЫСТРО И «ПОД КЛЮЧ»
УРАЛСИБ разработал для банков-партнеров выгодное высокотехнологичное решение. С его помощью подключиться к Системе быстрых платежей (СБП) можно легко и быстро. В чем его преимущества? Помогут разобраться вице-президент банка «УРАЛСИБ» Игорь Демчев и директор по проектам дирекции перспективного развития бизнеса Анна Травина.
Появление Системы быстрых платежей сравнимо с революцией в мире платежных технологий для населения на территории РФ. Все мы помним ситуацию, когда против России ввели санкции. Тогда Президент дал распоряжение создать Национальную платежную систему, независимую от зарубежных платежных систем, чтобы гарантировать держателям карт российских банков-эмитентов возможность обслуживания их в РФ. И вскоре в стране появилась своя платежная система «Мир» и свой независимый национальный расчетно-клиринговый центр (НСПК).

Система быстрых платежей — второй важнейший инфраструктурный проект Банка России и НСПК национального значения, который в ближайшее время полностью поменяет технологию платежей на отечественном рынке. Мы будем оплачивать покупки и услуги или переводить деньги непосредственно со счетов российских банков онлайн, без привычного инструмента в виде банковской карты. А доступ к этим счетам будет осуществляться при помощи интернет-банка, мобильных устройств и мобильных приложений.

Число банков-участников СБП уже приблизилось к 50, а к 1 октября 2020 года по требованию законодательства их должно стать более 250 (все системно значимые банки и банки с универсальной лицензией).
Александр Феклисов, Игорь Демчев, Татьяна Третьяк
Благодаря СБП участники уже получили возможность делать мгновенные переводы между счетами граждан по номеру телефона, а также платежи в пользу юридических лиц — соответствующая инфраструктура создана, и любой банк может к ней присоединиться. Все расчеты происходят через Банк России (Центробанк). Конечно, это удобно, поскольку зачисление на корсчет происходит мгновенно, сразу после совершения операции клиентом, в отличие от переводов по картам, когда деньги могли прийти с задержкой в один-два дня. Также Банк России вправе устанавливать максимальный лимит суммы клиентской комиссии, что наделяет сервис стоимостным преимуществом для пользователя относительно переводов и платежей по банковским картам.

Проект стремительно развивается, постоянно прирастая новыми типами операций и сервисами.

Мы проанализировали ситуацию с подключением к СБП и выяснили: основная проблема заключается в том, что банкам приходится существенно дорабатывать свои программные комплексы АБС (автоматизированная банковская система) и ДБО (дистанционное банковское обслуживание), чтобы адаптировать их к новым требованиям.
В феврале 2020 года банк «УРАЛСИБ» успешно прошел тестирование в качестве Third Party Processor (TPP). Это означает, что НСПК и Банк России делегировали УРАЛСИБу полномочия подключать к Системе быстрых платежей другие банки.
Не остаться за бортом

Именно вопросам подключения к СБП был посвящен круглый стол, который прошел в конце февраля в Ассоциации российских банков. Представители Национальной системы платежных карт рассказали участникам о преимуществах подключения к СБП при использовании ТРР-решений. А Игорь Демчев объяснил, как банкам может помочь партнерская программа УРАЛСИБа: «Наша цель заключалась в том, чтобы создать максимально недорогую, унифицированную и быстро внедряемую технологию присоединения к СБП для банков-партнеров. Решение получилось настолько гибким и удобным, что мы не ограничиваемся только нашими партнерами и предлагаем его всем банкам, которые используют либо собственный процессинговый центр, либо процессинг на аутсорсинге».

В чем преимущества решения от УРАЛСИБа? В первую очередь — в том, что не требуются расходы на доработку, поддержку и онлайн-интеграцию программных комплексов банка. Минимизируются риски, связанные с большими вложениями в условиях постоянных изменений. При этом подключиться к СБП можно достаточно быстро, в течение четырех — шести недель. При подключении через TPP, в статусе которого зарегистрировался УРАЛСИБ, значительно упрощена процедура тестирования при подключении банка к СБП.
Игорь Демчев
«Банки могут получить полностью готовое решение, включая клиентское мобильное приложение, за цену, сопоставимую с наймом одного сотрудника, — отметил Игорь Демчев. — Небольшие и региональные банки сталкиваются еще и с тем, что на рынке нет компетентных специалистов в данном направлении. Использование программного комплекса УРАЛСИБа полностью решает эту проблему. Учитывая, что Система быстрых платежей планирует развиваться, прирастать новыми сервисами, дополнительными типами операций, любому розничному банку, независимо от вида лицензии, важно не остаться за бортом».

Тему продолжила Анна Травина. Она пояснила, какова роль УРАЛСИБа в СБП и в чем он видит свою миссию по отношению к банкам-партнерам: «Изначально проект СБП позиционируется Банком России как инструмент, направленный на содействие конкуренции в банковском секторе экономики и повышение качества платежных услуг для населения. Цель Банка России, которую мы поддерживаем, — сделать доступными для всех граждан высокотехнологичные финансовые сервисы и снизить стоимость платежей.

Понятно, что возможности владения технологиями у крупных федеральных банков из топ-20 и небольшого банка в Сибири сильно отличаются. Наша задача — предоставить банку-партнеру доступ к сопоставимым по качеству сервисам за адекватные деньги за счет совместного использования технологической платформы. Мы внимательно следим за тенденциями и развитием СБП и стремимся предоставить нашим клиентам лучшее, что есть на рынке. Присоединяйтесь!"

Фото: Надя Дьякова