БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Факторинг

для сферы услуг

Факторинг в сфере услуг — перспективное направление на Западе, однако в России этот сегмент пока еще развит слабо. Почему?
Причины того, что факторинг пользуется не очень большим спросом у отечественных поставщиков услуг, связывают с отсутствием у многих организаций положительной кредитной истории и отчасти непрозрачными бизнес-схемами. Помимо этого, многие участники рынка работают по предоплате, то есть без отсрочки платежа, что исключает участие фактора. И, наконец, многие игроки попросту не знают о такой возможности для своего бизнеса.
Прозрачно и предсказуемо

В общем виде факторинг выглядит так:

  1. Поставщик отгружает свою продукцию покупателю, не требуя за нее предоплату или оплату по факту отгрузки.
  2. За реализованные товары платит факторинговая компания. Как правило, до 90% суммы сделки поставщику переводится сразу, а оставшиеся 10% - после того как покупатель оплатит товар полностью.
  3. Все стороны сделки получают свои преимущества. Поставщик сразу может направить средства на производство новой партии товара. Покупатель не выводит из своего оборота большую сумму, а получает рассрочку до полугода. Фактор из суммы сделки удерживает свою комиссию.

Сделка, по сути, предусматривает краткосрочный кредит, в котором заинтересованы многие участники современного рынка. Риск, связанный с отсрочкой платежа или неоплатой товара, берет на себя факторинговая компания. В то же время участие в сделке посредника делает ее более прозрачной и предсказуемой.

В чем польза

В нашей стране факторинг применяется преимущественно компаниями, которые занимаются поставками товаров. Что касается сферы услуг, то принципиальное отличие заключается в документообороте:

  • при заключении договора поставки товаров для факторинговой компании готовят накладные;
  • при подписании сделки, связанной с оказанием услуг, фактору предоставляют акты выполненных работ, подписанные заказчиком и исполнителем.

В остальном большой разницы нет. Поэтому поставщикам услуг тоже есть смысл рассмотреть преимущества факторинга. А их немало.
Своевременное покрытие кассовых разрывов. Предприятия, работающие в энергетической, транспортной, телекоммуникационной и других отраслях, нуждаются в пополнении финансовых резервов не меньше, чем компании, производящие товары. Многие крупные клиенты в условиях кризиса начинают переходить на систему постоплаты и отсрочек, поэтому поставщики услуг заинтересованы в подстраховке в виде факторинговых организаций.

Управление дебиторской задолженностью. Предоставление отсрочки, рассрочки и других уступок клиентам влечет за собой риски отклонения от графика платежа или невыплаты средств по договору. Фактор решает эти проблемы профессионально, а поставщик услуг в этом случае избавляется от необходимости отвлекаться на дополнительную работу по взысканию долгов.

Комплексная проверка контрагентов. Факторинговые компании заинтересованы в получении средств не меньше, чем поставщики услуг, поэтому каждый клиент проходит тщательную проверку на платежеспособность. Эту услугу можно заказать и в сторонних организациях, но одна лишь проверка не гарантирует защиты от риска невыплаты или просрочек платежа. Фактор готов решать эти проблемы комплексно.

Получение конкурентного преимущества. Далеко не все компании, работающие в сфере услуг, готовы предоставлять клиентам отсрочку или рассрочку платежа. Между тем для многих потребителей получение таких микрокредитов на полгода является жизненно необходимым для продолжения эффективной работы. Привлечение фактора позволит получить новых клиентов без риска невыплаты или неисполнения условий по договору.
Индивидуальный подход
Отдельные крупные игроки не хотят пользоваться услугами фактора (посредника) из-за своей публичности. Других не устраивает документооборот, когда акт об оказании услуг подписывается с задержкой или по факту окончания отсрочки платежей. В таком случае факторинговые компании часто идут навстречу клиентам и разрабатывают индивидуальные условия сотрудничества.