БИЗНЕС-ТРЕНДЫ
АЗБУКА
ЛИЗИНГА
Лизинг как финансовый инструмент появился в России в начале прошлого века, активное развитие получил в последние 30 лет с приходом на рынок негосударственных лизинговых компаний.
Однако некоторые термины, касающиеся этого инструмента, до сих пор понятны не всем. Их значения поясняет Анна Голикова, руководитель филиальной сети ГК «Интерлизинг».
Анна Голикова
руководитель филиальной сети ГК «Интерлизинг»
За многие годы сам механизм лизинга не претерпел существенных изменений. Корректировались лишь отдельные нюансы лизинговых сделок ввиду изменения гражданского и налогового законодательства.

Если еще в 2008 году заемщикам необходимо было объяснять, что такое лизинг и с чем его едят, то сегодня такой вопрос не стоит. Лизинг занял уверенную позицию в линейке финансовых инструментов для модернизации и пополнения основных средств компании.

А как известно, залог успешной коммуникации состоит в отсутствии языкового барьера. Именно поэтому я предлагаю обратиться вновь к давно знакомым терминам и окончательно определиться в их значении и контексте применения.

У: удорожание

Самый распространенный параметр оценки стоимости договора лизинга. Удорожание представляет собой превышение суммы лизинговых платежей (включая авансовые платежи и выкупную стоимость) над стоимостью предмета лизинга.

Несмотря на то что он не дает объективной картины стоимости ресурсов в лизинговом расчете, он остается одним из основных критериев оценки стоимости лизинговой услуги.

Главное, что необходимо помнить: этот показатель напрямую зависит от структуры графика, в том числе аванса, срока лизинга, количества платежей, включающих погашение основного долга, структуры погашения (равными долями, регресс, ступеньками), дополнительные сервисы, внутри договора и даже от реальной стоимости, которая в КП может быть скрыта от лизингополучателя.

Именно поэтому при конкурентном анализе такой показатель, как удорожание, очень легко может ввести в заблуждение неискушенного лизингополучателя.

Таким образом, для подбора наиболее оптимального предложения имеет смысл определить для себя более объективные параметры оценки (например, предельный допустимый размер ежемесячного платежа или эффективная ставка).

Также важно учитывать, что реальную стоимость лизинга нельзя рассматривать в отрыве от других обязательных сопутствующих расходов, таких как страхование, регистрация. Чуть более дорогой график в одной компании может быть легко компенсирован более выгодными условиями по страхованию.
В: возвратный лизинг

Это особый вариант финансовой аренды, при котором продавец и получатель лизинга – одно и то же лицо, а покупателем является лизингодатель. Иными словами, одна сторона сделки (владелец) продает другой стороне (покупателю) актив, а после этого получает его в пользование с обязанностью уплаты ежемесячных взносов.

Наиболее распространенная практика применения возвратного лизинга – это пополнение оборотных средств компании.

Однако нередко возвратный лизинг применяется для минимизации рисков лизинговой компании при импортном контракте. В такой схеме лизингополучатель, выбравший иностранного контрагента – производителя техники, принимает на себя все риски непоставки и в лизинговом договоре представляет две стороны: и поставщика, и лизингополучателя.

При этом для заемщика нет необходимости отвлекать собственные средства на покупку, так как платежи по договору купли-продажи в рамках лизинговой сделки и платежи по импортному контракту производятся зеркально.
К: кэптивная лизинговая компания

Это дочерняя компания, создаваемая для финансирования закупок товаров у материнской компании. То есть финансовый институт в рамках производителя/поставщика, цель которого – обеспечение большего объема продаж за счет кредитования покупателей.

Кэптивные компании имеют свои преимущества и недостатки для лизингополучателя. С одной стороны, у них есть доступ к более дешевому иностранному фондированию, они обладают компетенциями в реализации данного имущества и за счет этого предоставляют привлекательные условия по авансам и срокам лизинга. С другой стороны, они ограничиваются финансированием только своей техники, а значит, не могут быть универсальным лизинговым партнером.

У кэптивных компаний, скорее всего, есть привилегии по стоимости техники и дополнительные бонусы в виде сервисных контрактов. Однако они более консервативны с точки зрения структуры графиков платежей: короткий лизинг, сезонные платежи они вряд ли могут предложить.

Б: баллон

Набирающая популярность опция в структуре графика лизинговых платежей. Иными словами, это выкупной платеж – часть основного долга, подлежащая выплате в конце действия лизингового договора.

Данная опция позволяет существенно сократить нагрузку по ежемесячным платежам в период действия договора. Однако не стоит забывать, что отсрочка погашения любой части долга влечет за собой рост стоимости договора за счет процентов, которые будут начислены за период пользования заемными средствами.

Очень актуальна данная опция для финансирования, например, тестового и демопарка автомобилей. Дилер с высокой точностью может спрогнозировать, по какой стоимости он реализует автомобиль по окончании тестового периода, и запрашивает у лизинговой компании баллон в договоре, соответствующий этой стоимости. Таким образом, в течение тестового периода дилер платит за автомобиль минимальную сумму, а большую часть основного долга закрывает после реализации автомобиля.
ДС: дополнительные сервисы

Это прочие сервисы помимо финансирования приобретения техники, которые предоставляются лизингодателем.

Сюда можно отнести страхование, регистрацию, различные спецпрограммы с производителями и дилерами техники.

Лизинговая компания на рынке сервисных услуг является крупным корпоративным клиентом, поэтому имеет определенные преференции: скидки на автомобили, спецпрограммы на технику, индивидуальные условия по страхованию и т. д.

Лизингодатели транслируют все свои преференции лизингополучателям в рамках лизинговых сделок. Таким образом, даже небольшой клиент с разовой покупкой может претендовать на корпоративные скидки, тарифы, условия по сопровождению.

Также лизингодатель как собственник техники на протяжении всего действия договора максимально заинтересован в сохранности имущества. Поэтому такие аспекты, как регистрация, страхование, мониторинг предметов лизинга, сопровождение и урегулирование страховых случаев, являются зоной его ответственности. Для лизингополучателя это дополнительный сервис, который снимает с него хлопоты при эксплуатации автомобиля и очевидно является неценовым преимуществом лизинга.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости многофакторного анализа лизингового предложения при выборе партнера. Перед тем как принять решение, очень важно оценить все аспекты (как ценовые, так и неценовые) в структуре вашей лизинговой сделки.