Государство, регулятор и финансовые организации много работают для укрепления доверия россиян к банковской системе. Одно из направлений — повышение финансовой грамотности населения. Например, Банк России распространяет образовательные материалы для разных групп населения. Для школьников есть
онлайн-уроки, которые помогают разобраться с правилами грамотного финансового поведения; для учителей подготовлены полезные
материалы — образовательные кейсы, игры, викторины; для студентов запущен цикл
вебинаров «Финтрек»; для людей старшего возраста проходят онлайн-занятия
«PensionFG». Пенсионеров учат сравнивать и выбирать банковские услуги и продукты, рассказывают, как пользоваться безналичными платежами, социальными льготами и налоговыми вычетами, как не попасться на удочку злоумышленников. Эксперты считают такой подход правильным: содержание программ по повышению финансовой грамотности должно быть адаптировано под целевую аудиторию.
«Людям старшего поколения, наверное, уже поздно рассказывать про то, как работает финансовый рынок, биржи и брокеры. Нужно объяснять им, как защитить свои накопления от финансовых мошенников. Потому что эта категория населения — самая уязвимая для обмана. Они привыкли доверять институтам государственной власти и банкам. Когда звонит «следователь» и просит сообщить данные банковской карты, «потому что с вашего счета пытаются списать деньги», мало у кого из людей пенсионного возраста возникают сомнения. Что касается молодежи, важно делать акцент на вопросах, связанных с инвестициями. На факультете экономических наук «Высшей школы экономики» мы объясняем ребятам, что инвестирование — это необходимый элемент грамотного финансового поведения в современном мире, рассказываем, какие инструменты позволят сформировать долгосрочные накопления. «Высшая школа экономики» активно участвует в реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, разработанной Минфином и утвержденной Правительством РФ. На мой взгляд, это очень важная работа. Если мы научим школьников и студентов грамотно формировать бюджет, ставить финансовые цели и идти к ним, объясним, какие есть финансовые инструменты и как ими пользоваться, то рано или поздно все российское население будет финансово грамотным», — отметил директор «Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования», научный руководитель факультета экономических наук НИУ ВШЭ Николай Берзон. Образовательные программы, направленные на повышения уровня знаний россиян о финансовом рынке, уже приносят плоды.
«Россияне начинают разбираться, что такое финансовый рынок, как работает биржа, какие инструменты помогут сформировать накопления, и пробуют себя в качестве инвесторов. Каждый год на Московскую биржу приходят новые частные инвесторы. Если в 2015 году число физических лиц, имеющих брокерские счета, составляло порядка 1 млн, то сегодня их больше 30 млн. То, что люди открывают счета, — это во многом результат просветительской работы Центробанка, Минфина и финансовых организаций», — добавил профессор Николай Берзон. Что касается работы в части противодействия финансовому мошенничеству, по мнению экспертов, банкам стоит прилагать больше усилий.
«Банк России в этом отношении подает пример: просто и доходчиво объясняет населению, какие новые схемы мошенничества появляются. Однако злоумышленники научились работать на опережение. К моменту выхода новых рекомендаций, они успевают обмануть сотни людей. Мне кажется, нужно реагировать более оперативно. Финансовые организации также не всегда «дорабатывают» в этом плане. Предположу, почему так происходит. Когда клиент заходит на сайт банка, чтобы узнать условия по вкладам и депозитам, и видит информацию о новых схемах финансового мошенничества, ему может показаться, что это массовая история, а, значит, его деньги в опасности. Возможно, именно по этой причине банки не очень активно освещают тему финансового мошенничества на своих ресурсах. На мой взгляд, финансовым организациям нужно сохранять баланс: обязательно рассказывать о новых схемах злоумышленников, но в то же время не перегибать палку, чтобы не нагнетать панику», — полагает главный научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН Игорь Николаев. Кроме того, Банк России и государство борются с кредитным мошенничеством. Оформление кредита за несколько минут — это удобно, однако этим часто пользуются злоумышленники. С 25 июля 2024 года в силу
вступят изменения в закон о национальной платежной системе, согласно которым банки, уведомив клиентов, смогут на два дня блокировать денежные переводы на подозрительный счет. Граждане, в свою очередь, должны за это время подтвердить операцию или отказать в ее проведении, если поймут, что совершают ее под влиянием мошенников.
Также с 1 марта
вступит в силу закон, позволяющий россиянам устанавливать самозапрет на выдачу кредитов. Это можно будет сделать через «Госуслуги», в МФЦ или в квалифицированном бюро кредитных историй. Тем не менее, по мнению главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, эта инициатива не решает всех проблем, связанных с ростом кредитного мошенничества: защита нужна не только со стороны гражданин, но и на уровне самих банков.