Разберемся, как в России борются с телефонным спуфингом — это метод мошенничества, когда злоумышленники маскируют свой номер телефона, подменяя его, чтобы убедить жертву, что звонок поступил, например, из банка, а также рассмотрим, какие антифрод-решения, разработанные телеком-операторами, тестируются сейчас в финансовых организациях.
- Система Роскомнадзора «Антифрод»
Роскомнадзор запустил в декабре 2022 года платформу верификации телефонных вызовов «Антифрод», которая собирает информацию о соединениях, номерах абонентов, а также данные о дате и времени звонков, отправке СМС и сетях связи, через которые проходила коммуникация, и блокирует фальшивые звонки и сообщения, не позволяя злоумышленникам выйти на связь с жертвами.
По итогам 2023 года система не пропустила 622 млн звонков с подменных номеров. Однако для того, чтобы полностью решить проблему, к платформе должны присоединиться все российские федеральные и региональные операторы связи. Сегодня это сделали всего три четверти из них (904 из 1183).
После того как система «Антифрод» заработает в полную силу, предполагается, что у злоумышленников не будет технологической возможности подменить номер.
- Антифрод-системы операторов связи для финансовых организаций
В 2021 году закон «О связи» (№ 319-ФЗ) обязал операторов пресекать неверифицированные телефонные вызовы. Штраф за пропуск таких звонков составляет 500 тысяч рублей. Это мотивировало телеком развивать внутренние средства защиты от телефонных мошенников, разрабатывать собственные антифрод-решения, взаимодействовать друг с другом и с банками. Если еще недавно антифрод-системы телеком-оператором могли учитывать небольшое количество факторов — например, подменные номера, сейчас их алгоритмы обучают на сотне различных показателей.
Василий Окулесский, к.т.н., вице-президент по информационной безопасности «ЦМРБанка»:
— Антифрод-система может, например, определить, является ли входящий звонок «типичным» для абонента. Звонок от нового контакта — это «нетипичный» вызов. Кроме того, платформа может выявить отклонения от паттернов поведения абонента. У каждого человека есть средняя продолжительность разговора. Условно говоря, обычно беседа длится не больше 10-15 минут, в случае если она затянулась на полчаса, а косвенные признаки указывают на то, что звонок подозрительный, система может направить сигнал в банк: «Нам кажется, что вашего клиента сейчас «прессуют» злоумышленники, обратите внимание». Такие технологии пока не получили широкого распространения, но они существуют и уже пилотируются в финансовых организациях. Крупные телеком-операторы разрабатывают для банков антифрод-платформы для борьбы с социальной инженерией. Например, система МТС в режиме реального времени маркирует для финансовых организаций номера абонентов, которые могут находиться под воздействием телефонных мошенников.
Алгоритмы антифрод-системы МТС, работающие на основе машинного обучения, анализируют каждого пользователя. Платформа составляет профиль абонента на основе его действий, используя десятки различных признаков, а также анализирует его звонки и СМС в поиске шаблонов, которые используют мошенники. Это помогает определить, является ли клиент жертвой социальной инженерии.
Оператор мобильной связи Tele2 также предложил решение для финансового сектора — его антифрод-платформа позволяет уменьшить число случаев незаконного вывода денег с карт клиентов с помощью подменных номеров. Телеком-оператор и банк синхронизируют данные о сигнальном трафике с CRM-системой банка. Кроме того, Tele2 ставит на мониторинг все звонки клиентам с так называемых А-номеров — телефонов, с которых сотрудники банков могут звонить держателям карт.
Антифрод-система «МегаФона» выявляет подозрительные звонки и обменивается этими данными с банком. Если человеку звонят с номера кредитного учреждения, но антифрод-платформа со стороны банка не подтверждает вызов, значит, он идет от мошенников. В таком случае система безопасности финансовой организации может оперативно заблокировать транзакции клиента и не допустить несанкционированный перевод. Такие решения сейчас тестируются в крупных банках.