Банковские мошенничества в восприятии российских журналистов
Центр медиапрактик НИУ ВШЭ и Банк «Уралсиб» дали старт большому проекту по повышению уровня финансовой культуры вкладчиков.
21 февраля в здании НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся круглый стол, организованный Центром медиапрактик и Банковским институтом НИУ ВШЭ.
Как отметила вице-президент Банка «Уралсиб» Ирина Волина, знания в сфере финансов помогают вкладчикам не попадаться на уловки, эффективно противостоять в борьбе с мошенниками. В связи с этим в рамках совместного проекта с НИУ ВШЭ предполагается в ближайшее время подготовить целую серию докладов.
Представляя доклад «Банковские мошенничества в восприятии российских журналистов», заместитель заведующего Центром медиапрактик Андрей Жуков рассказал, что в исследовании приняли участие 47 экономических журналистов, специализирующихся в том числе на банковской тематике и представляющих ведущие российские медиа (газеты, информационные агентства, ТВ, электронные СМИ). Именно журналисты первыми рассказывают общественности о новых видах мошенничества, фиксируют тенденции, которые еще только оформляются.
По итогам опроса пятерка самых популярных схем мошенничеств с использованием методов социальной инженерии выглядит так:
Обман с помощью якобы случайного перевода.
Предложение перевести деньги на специальный счет для их безопасности (якобы спецсчет ЦБ).
Предложения заработать в интернете на «инвестициях», например, через вложение денег в криптовалюту или сомнительные акции.
Предложения получить выплату или компенсацию от государства, для оформления которой нужно сообщить данные карты или другую личную информацию.
Звонки от представителей «банков» или «правоохранительных органов» с целью выведать данные банковских карт и счетов.
Рейтинг наиболее популярных схем обмана с использованием технологий, по оценкам журналистов, выглядит так:
Мошенничество с использованием дип-фейков и искусственного интеллекта.
Вредоносные программы (в частности, троянских программ, которые обеспечивают злоумышленникам доступ к устройству жертвы и возможность управления им).
Взлом почты, мессенджеров и страниц в соцсетях и рассылка сообщений с просьбами помочь родственникам или знакомым, которые якобы попали в трудную жизненную ситуацию.
Фишинг (сообщения и электронные письма со ссылками, переход по которым приводит к тому, что злоумышленники завладевают финансовой информацией пользователя).
Использование сайтов-клонов продажи товаров и услуг.
В 2024 году медиа ожидают увеличение мошенничеств с использованием искусственного интеллекта и дип-фейков и усложнением схем социальной инженерии, использование комбинаций социальной инженерии и новых технологий.
Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков убежден, что в случае банковских мошенничеств мы имеем дело с хорошо организованными мафиозными структурами. «По идее защитить граждан от с банковских мошенников должны правоохранительные органы. Однако складывается впечатление, что их эта задача не очень интересует», - говорит эксперт. В такой ситуации, по его словам, одним из действенных средств борьбы с банковскими мошенничествами могло бы стать создание простых и понятных памяток для людей, как не стать жертвой мошенников: после каких фраз нужно просто прервать разговор, каким обещаниям нельзя верить, почему официальные органы никогда не будут звонить через мессенджеры и т.д.
Финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев назвал свое выступлением «взглядом человека с другой планеты». Анализ обращений поступивших к нему за последние полгода обращений показывает, что жалоб на официальные финансовые организации в 30 раз больше, чем на нелегальные. «А с начала января ко мне поступило всего две жалобы на мошенников, похитивших деньги у вкладчиков», - подсчитал эксперт.
Вице-президент Гильдии адвокатов и заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов считает, что уже сегодня злоумышленники пытаются собирать образцы биометрических данных россиян, в частности, записывают голоса, чтобы в дальнейшем использовать эти записи для хищения денег со счетов. «Работа правоохранительных органов будет эффективна только при существенных вложениях в технические средства борьбы, создание и поддержку стартапов в этой сфере», - полагает адвокат. Ещё одним средством защиты он называет самоорганизацию общества, когда люди через социальные медиа предупреждают друг друга о новых схемах мошенничества.
Доцент Кафедра комплексной безопасности критически важных объектов Российского университета нефти и газа Андрей Курило констатировал, что схемы хищений денежных средств становятся все более изощренными. «Среда, которой мы противостоим, быстро совершенствует свои методы, меняются элементы технологий мошенников и сами технологии. Эти изменения надо отслеживать и адекватно на них реагировать», - отметил специалист по информационной безопасности. Пока же, по его словам, ключевые проблемы не решены – начиная с оперативной и эффективной блокировкой номеров, с которых идут звонки мошенников, и заканчивая уголовным наказанием за хищение баз данных.
Советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Александр Коланьков напомнил, что с этого учебного года обучение финансовой грамотности введено в качестве обязательного элемента в линейку всех ступеней образования, от дошкольного до высшего. Однако новая задача, по его словам, заключается в переходе от финансовой грамотности к финансовой культуре. Недостаточно просто знать, что и как можно и что нельзя делать, важно еще и сформировать устойчивый навык и привычку именно так и поступать.
«Есть три «не» – не доверяй кому попало, не паникуй, не торопись с принятием решений. Соблюдение этих правил защитит человека в подавляющем большинстве непонятных ситуаций», - говорит Коланьков. А также рекомендует, чтобы не стать жертвой мошенников, думать, проверять информацию и советоваться с теми, кому ты доверяешь.