Аналитика

кто владеет

цифрой

Переход к цифровой экономике — дело уже не столько будущего, сколько настоящего. И пандемия только ускорила этот процесс. Все отрасли сегодня нуждаются в сотрудниках, которые хорошо владеют современными техническими средствами хотя бы на уровне пользователей. Много ли таких сегодня в России?
В 2018 году Минэкономразвития запустило федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», который реализуется в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ». Цели довольно амбициозные: к 2024 году российские вузы и колледжи ежегодно должны выпускать 800 тыс. специалистов, владеющих информационными технологиями на среднемировом уровне, а доля населения, владеющего цифровыми навыками, должна достичь 40%.

В период пандемии многие вынужденно перешли на онлайн-формат: удаленная работа, деловые встречи в Zoom, покупки в Интернете, оформление документов через сайты — все это стимулировало начать пользоваться различными сервисами даже тех, кто раньше обходился без этого. Налицо массовый рост потребления цифровых медиа, повысившийся спрос на дистанционное образование, увеличение доли онлайн-покупок. Многие работодатели также впервые увидели преимущества автоматизации бизнес-­процессов, перехода к онлайн-дистрибуции и digital­ маркетингу.

Аналитический центр НАФИ провел исследование, чтобы выяснить, как меняется качество цифровой грамотности наших соотечественников. По его результатам можно сделать три ключевых вывода:

  • сократилась доля населения с начальным уровнем;
  • выросла доля россиян с базовым уровнем;
  • остается неизменной с 2019 года доля людей с продвинутым уровнем — 27%.

Таким образом, пандемия послужила катализатором получать новые знания прежде всего для людей, выполняющих несложные повседневные задачи в цифровой среде. А доля россиян с продвинутым уровнем цифровых компетенций не увеличилась: 27% - это на 5% меньше, чем заложено в паспорте федерального проекта на 2021 год.

В то же время многие понимают, насколько важно обладать такими компетенциями. Половина работающих россиян считает, что их знаний и навыков в сфере информационных технологий недостаточно и это мешает им получить более высокооплачиваемую работу. Однако не спешат проходить дополнительное обучение. Это чаще делают те, у кого уровень цифровой грамотности и без того достаточно высок.
Индекс цифровой грамотности
Чтобы определить индекс цифровой грамотности, центр НАФИ в январе — мае 2021 года провел репрезентативный всероссийский опрос населения по методологии DigСomp с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru).

Опрошено: 4621 человек в 70 регионах России.
Возраст: 18 лет и старше.
Погрешность составляет 1,5%.
Индекс цифровой грамотности составил 64 пункта по шкале от 0 до 100.

Анализ проводился по пяти основным параметрам.

1. Информационная грамотность.
Отражает навыки россиян по поиску информации в Интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в Сети.
Показатель — 67 п. п.

2. Коммуникативная грамотность.
Включает умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в Сети.
Показатель — 67 п. п.

3. Создание цифрового контента.
Демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в Сети.
Показатель — 59 п. п.

4. Цифровая безопасность.
Показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн­мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в Сети.
Показатель — 65 п. п.

5. Навыки решения проблем в цифровой среде.
Определяются навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы.
Показатель — 65 п. п.
Социально-­демографические различия
Цифровая грамотность во многом определяется регионом проживания. Самые низкие показатели у жителей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Самые высокие — в Северо-Западном федеральном округе.

Уровень цифровых компетенций в российских столицах выше, чем в среднем по стране, а в селах и поселках городского типа — ниже.

Вырос разрыв между мужчинами и женщинами. В прошлом году индекс цифровой грамотности мужчин был выше на 2 п. п., в этом году — на 3 п. п.
Уровень цифровой грамотности зависит от возраста. Наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет. Самые низкие — россияне старше 55 лет.

Имеет значение и род занятий.
У работающих студентов цифровые компетенции значительно выше, чем у остальных групп населения. Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры.
К 2024 году цифровыми навыками должны обладать 40% россиян
Полезный ресурс
Минцифры России и консорциум по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики запустили ресурс готовкцифре.рф.

Здесь можно пройти тест на уровень своей цифровой грамотности, найти лайфхаки о том, как безопасно хранить фото в облачных сервисах или защитить детей от кибербуллинга в соцсетях, узнать о возможностях онлайн­среды и сформировать необходимые в повседневной жизни ИТ‑навыки. А профессионалам в Excel и Miro сервис подскажет, когда пора повышать квалификацию и где получить цифровую профессию при поддержке государства.