Аналитика

ЦИФРОВОЙ БАНКИНГ

Согласно исследованию, проведенному аналитическим центром НАФИ в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка, более половины россиян пользуются мобильным и/или интернет-банком.
С помощью мобильных приложений банков для смартфонов можно управлять картами, счетами, заказывать справки о состоянии счета и другие финансовые услуги. Сегодня мобильными приложениями банков пользуются 51% россиян, эта доля существенно выросла за последние несколько лет: в 2018 году — 26%.

Интернет-банк — это веб-сайт, на котором клиент может управлять своими счетами и пользоваться финансовыми услугами. Сервисы интернет-банкинга менее востребованы, чем мобильные приложения банков: 37% против 51%. В 2018 году доля пользователей интернет-банков составляла 16%.
Наиболее активно сервисы цифрового банкинга используют молодые россияне 18−24 лет, причем мобильный банкинг в этой возрастной группе намного популярнее интернет-банка. Чем старше респонденты, тем реже они пользуются цифровыми каналами управления финансами.

Неработающие россияне совершают банковские операции онлайн нечасто, за исключением учащихся и студентов. Реже всего цифровые каналы используют неработающие пенсионеры.

Подавляющее большинство руководителей высшего и среднего звена и квалифицированных специалистов — активные пользователи дистанционных банковских услуг, самый высокий показатель демонстрируют руководители подразделений и отделов.

Цифровой банкинг более востребован среди жителей российских столиц.
Взрывной рост числа пользователей цифровых банковских сервисов (вдвое за два года) — это процесс, выгодный как для банковского сообщества, так и для потребителей банковских услуг. Банки получают возможность сократить число отделений и уменьшить операционные расходы без риска сокращения клиентской базы (и многие крупные банки идут по этому пути уже несколько лет). Для клиентов виртуализация обслуживания повышает удобство пользования услугами.

С другой стороны, проблемы с низкой цифровой грамотностью отдельных категорий пользователей финансовых услуг затрудняют получение этих услуг по цифровым каналам. Многие россияне из социально уязвимых групп (пожилые, инвалиды, безработные) не могут пользоваться мобильным и интернет-банком. Финансовым организациям нужно стремиться к тому, чтобы делать эти услуги доступнее и одновременно повышать цифровую и финансовую грамотность своих клиентов.

Кроме того, банки как поставщики услуг должны дополнительно работать над защитой персональных данных клиентов от мошенничества, а россиянам как пользователям финансовых услуг нужно ответственнее подходить к работе с цифровыми сервисами и информацией в Интернете.
Гузелия Имаева,
генеральный директор аналитического центра НАФИ