Аналитика

НОВАТОРЫ & КОНСЕРВАТОРЫ

С 2015 года доля пользователей безналичных платежей увеличилась в три раза — с 16 до 47%. Кто оплачивает повседневные покупки безналичным способом, а кто до сих пор предпочитает действовать по старинке?
С каждым годом безналичные способы оплаты становятся все более доступными как для граждан, так и для бизнеса: снижаются тарифы и стоимость оборудования. В то же время наличие у человека банковской карты не всегда означает, что он ею активно пользуется. Типовые барьеры — получение дохода наличными и невозможность оплаты картой в привычных торговых точках. Однако количество тех, кто предпочитает безналичные платежи, заметно выросло, тем более что в период пандемии важным фактором для такого выбора стала еще и гигиеническая безопасность. Банки также стимулируют своих клиентов активнее пользоваться картами, предлагают различные программы лояльности, включающие кешбэк, рассрочки, скидки и т. д.

За пять лет доля россиян, которые оплачивают покупки только наличными, сократилась более чем вдвое — с 57 до 22%.

Подавляющее большинство опрошенных (77%) продолжают пользоваться обоими способами оплаты, но почти половина россиян (47%) чаще совершают безналичные платежи.

Способ оплаты зависит от возраста, пола и места проживания.

Безналичные платежи чаще выбирают женщины 30−40 лет, те, кто живет в Северо­Западном, Уральском, Дальневосточном федеральных округах, а также в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек. Большинство сторонников безналичных платежей — люди с высшим образованием, которые оценивают свое материальное положение как хорошее или очень хорошее и проживают с детьми.
Оплату наличными предпочитают в основном мужчины — жители малых городов (до 100 тыс. человек) и сел, населенных пунктов, расположенных в Северо­Кавказском и Южном федеральных округах. Причем чем старше респонденты, тем ниже среди них доля пользователей безналичных платежей. Среди сторонников оплаты наличными больше людей, не имеющих высшего образования, оценивающих свое материальное положение как низкое.

Занятость, уровень цифровой и финансовой грамотности респондента — также в числе факторов, влияющих на выбор способов оплаты покупок.

Безналичную оплату чаще используют россияне, имеющие стабильную работу (руководители, квалифицированные специалисты, сотрудники силовых структур), и учащиеся. Уровень цифровой грамотности таких респондентов выше среднего: 6,3 по 10-балльной шкале. Они уверенно пользуются цифровыми устройствами и умеют защищаться от интернет-мошенников.
Кроме того, нередко обладают и достаточно высоким уровнем финансовой грамотности: имеют долгосрочные финансовые цели, занимаются планированием бюджета, формируют сбережения и вовремя платят по счетам.

Наличными чаще оплачивают покупки неработающие россияне, в том числе пенсионеры, а также представители рабочих профессий. Как правило, уровень цифровой грамотности у них ниже среднего: 4,2 по 10-балльной шкале. Представители этой группы рес­пондентов часто живут в финансовом плане «одним днем», не осознают необходимости учета доходов и расходов и не откладывают средства на случай непредвиденных трат.
Всероссийский опрос аналитический центр НАФИ провел в июне 2021 года. Опрошено 5 000 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстата и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 1,4%.

Источник: аналитический центр НАФИ