Почему-то у нас на рынке прочно закрепилось массовое заблуждение в отношении профессии маркетолога, которое можно описать формулой «если ничего не умеешь, то в крайнем случае сможешь работать в маркетинге». В связи с этим у меня вопрос: насколько сложно убеждать банковские подразделения в необходимости креативной обработки каждого продукта, каждого послания рынку?
Необходимо понимать зоны ответственности каждого участника процесса принятия решения. В каждом продукте есть рациональная и эмоциональная составляющие. Сфера влияния коллег, которые занимаются продуктом, находится внутри рационального поля. Их задача, например, — подобрать конкурентную ставку. Наша задача — правильно донести ее до рынка. Правда, нужно оговориться, что мы тоже подходим к своим задачам рационально, это такая же наука, которая функционирует по определенным принципам, где тоже есть анализ, свои методы. Это отнюдь не фантазия.
Любой рекламный продукт производится не только исходя из художественного видения, он создается на основе глубокой проработки триггеров и приемов. Например, есть книга и есть экранизация. Какие-то экранизации нам нравятся, мы считаем, что они точно попали, а какие-то — не очень. Сложность экранизаций обусловлена тем, что в книге, помимо глаголов-действий, есть и прилагательные, которые описывают субъективное восприятие героя. Найти вербальный способ показать прилагательные, чтобы это откликнулось у большинства зрителей, — это и есть та задача, которую в кино решает режиссер, а в рекламе — креативный директор.
Это не такая простая задача. Очень много деталей. По поводу работы с разными заказчиками внутри банка скажу так: сложно выдерживать единую линию всех заказчиков, производить единый продукт и поддерживать у аудитории ощущение одной компании. Даже в компании друзей будут разные мнения по поводу того, что хорошо, что плохо. Нам важно делать так, чтобы все было под одним брендом, независимо от того, кто и что нам заказывает.
В соответствии с классическим восприятием креативная индустрия ассоциируется с эмоциональным, творческим порывом. Чего больше в креативном директоре: мечтателя-художника или ремесленника?
Я не вижу никакой негативной коннотации в слове «ремесленник». Ремесленник — это как раз очень уважаемый человек, который стремится достичь совершенства в своем деле, что заслуживает глубочайшего уважения. Художник больше человек, который пытается найти способ говорить по-новому. Реклама — это не искусство. Реклама имеет определенную цель — продавать продукт. Когда у тебя, у твоей работы есть точная, измеримая цифрами цель, то эта работа гораздо ближе к ремеслу, чем к искусству.
Что касается творческой части, то она не в том, чтобы найти совершенно новый, никому не понятный язык, что было бы хорошо для художника: ничего не понятно, но очень интересно. Для нас творчество заключается в том, чтобы найти способ отобразить какую-то идею понятно, но при этом ярко, чтобы ее запомнили. Есть совершенно конкретные и измеримые цели, которых надо достигать. Но есть и определенный набор инструментов, правил, принципов. Все — от дизайна листовки с описанием продукта до малейшей надписи в отделении — должно соответствовать единому посылу, который кто-то должен сгенерировать, внедрить и следить за его надлежащим исполнением.
Вы несколько раз повторили слово «заказ». Кто выступает инициатором создания креативных продуктов: вы или создатели продуктов?
В нашем случае это совершенно не важно. У нас как у завода: есть система, промышленная линия, конвейер, в котором предусмотрены разные этапы работы над продуктом, один из них — креативная обработка. При этом для полного понимания надо сказать, что процессных конвейеров в банке много и все они проходят через креативный цех.
Спасибо, очень наглядное объяснение. И все-таки существует уже достаточно устойчивый термин «креатив» в значении нестандартного маркетингового, рекламного решения. И должен ли креатив присутствовать в каждом коммуникационном месседже?
Нет. В основном должны присутствовать система, свод правил, которые работают и железобетонно соблюдаются. Они созданы для того, чтобы облегчить восприятие клиентом того, что ему предлагается. А креатив — это способ выделения в агрессивной конкурентной среде на фоне остальных. Это и есть функция креатива, и только в этот момент он и необходим.
Не надо креативить там, где креатив не нужен, например в рекламе внутри отделения. Там информация прежде всего должна быть понятной клиенту. И это, кстати, одна из наших задач — переработать текст, построить его по определенной структуре таким образом, чтобы клиент мог максимально четко и быстро увидеть преимущества и особенности предлагаемого продукта.
Если же мы говорим, например, о телевизионной или диджитал-рекламе, то там цель — быть замеченным. Там как на базаре: кто интереснее зазывает и привлекает внимание, тот лучше продает.