БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Ключевые тренды

в банковской отрасли

Наш банк провел пресс-конференцию «Банковская розница — 2021: вызовы, итоги, перспективы». Мероприятие прошло в режиме онлайн на платформе информационного холдинга РБК. На вопросы журналистов, представляющих более 50 крупнейших региональных СМИ страны, отвечал заместитель Председателя Правления Банка Уралсиб, руководитель розничного бизнеса Станислав Тывес. Он выделил пять ключевых трендов в банковском секторе.
Станислав Тывес

Тренд 1
Цифровизация и развитие удаленных сервисов

Ключевое изменение, которое произошло за последние полтора года в банковской отрасли, — это диджитализация. В большей или меньшей степени в последние пять-шесть лет цифровизацией занимались все банки, но пандемия стала мощным стимулом для этих процессов.

Если раньше удаленно выдавали в основном потребительские кредиты, то в 2020 году банковская система сделала колоссальный рывок в развитии таких сервисов, как курьерская доставка карт, дистанционное оформление пассивных продуктов и накопительных счетов.

Уралсиб предоставлял возможность клиентам полностью удаленно получать потребительские кредиты еще с 2016 года. Благодаря налаженным процессам сегодня 30% всех кредитов оформляется в онлайн-банке, а уже в следующем году этот показатель может достичь 50%.

Цифровизация все больше охватывает и другие продукты и услуги. Так, на пике пандемии, в мае 2020 года, была запущена дебетовая карта «Прибыль» с возможностью заказа онлайн и доставки. Продукт оказался очень востребованным. Более половины этих карт клиенты оформляли на сайте банка, и значительную их часть курьеры доставляли на дом. Сегодня «Прибыль» — флагманский продукт Уралсиба с весьма привлекательными условиями. В онлайн-банке теперь можно получить и виртуальную карту (пока эта функция доступна только для действующих клиентов банка), причем почти мгновенно — достаточно нескольких кликов.

Активно развивает Уралсиб и такое актуальное направление, как удаленное заключение ипотечных договоров.
Станислав Тывес:

В нашем банке можно полностью дистанционно провести ипотечную сделку. Подписание документов, регистрация — все происходит удаленно, нет необходимости посещать ни офис продавца, ни отделение банка. Это выгодно обеим сторонам: меньше документооборота и бюрократии, легче и дешевле процессы. И хотя такие сделки еще не приобрели всеобщей популярности, все впереди. Перед банком стояла задача предложить клиентам максимально возможное количество продуктов, доступных для оформления именно в удаленном цифровом формате, и мы это сделали.
Кредит или кредитная карта?
Такой выбор обычно не стоит, поскольку продукты не заменяют, а, скорее, дополняют друг друга. При одобрении потребительского кредита Уралсиб может предложить клиенту и кредитную карту.

У продуктов разные цели и механика. Потребительский кредит — это, как правило, разовая инвестиция или крупная трата на ремонт, покупку авто или недвижимости, которую банки плохо кредитуют. Например, кредит на земельный участок, коттедж или дачу в банках получить тяжело: ставки по таким займам близки к потребкредиту, так что проще его и взять: документов меньше и заявки рассматриваются быстрее.

Кредитные карты нужны для других целей. Но если раньше клиенты использовали их в качестве кошелька до зарплаты и снимали наличные в банкоматах с комиссией, то сейчас чаще расплачиваются ими в торговых сетях и магазинах. И это не случайно. Банки стимулируют пользоваться кредитками для безналичных платежей, предоставляя бонусы и кешбэк, а также льготный период для погашения задолженности. Уралсиб предлагает карту с льготным периодом до 60 дней, в течение которого можно не платить проценты и еще получить кешбэк до 3% на все покупки.

Тренд 2
Улучшение клиентского сервиса

Тренд на цифровизацию диктует и новые правила конкурентной борьбы. Стоимость продуктов в банках сегодня отличается мало, поэтому вопрос цены уходит на второй план. В борьбе за клиентов все большее значение приобретают скорость предоставления услуг, удобство продуктов, качество консультаций и эффективность цифровых сервисов. Чем более быстрый и полный ответ клиент получит при взаимодействии с банком в электронных каналах, тем лояльнее будет его отношение. Чем меньше кликов ему приходится делать в банковском приложении, тем выше вероятность, что он воспользуется им снова.

Конечно, цифровизация требует серьезных расходов и на технологическую инфраструктуру, и на маркетинг, и на оплату труда программистов. Это не самые дешевые профессионалы, и конкуренция за них достаточно высока.

По мере развития удаленных сервисов неизбежно уменьшается количество офисов банка. По итогам 2021 года Уралсиб, например, сократит 30 точек продаж и продолжит наращивать вложения в диджитализацию.

О закрытии всех офисов речь не идет, но они поменяют свое предназначение: превратятся в экспертные центры, куда люди будут приходить не для того, чтобы подать заявку или подписать стопку бумаг для получения карты или кредита, а за консультациями и советом профессионалов. Например, стоит ли брать ипотеку, в какие финансовые инструменты лучше инвестировать и т. п. А все стандартные продукты будут максимально уходить в цифровой формат.
Станислав Тывес:

Развитие цифровых сервисов обходится дороже, чем содержание физического офиса. Но если у конкурента есть ресурсы и возможность перевести большую часть своих услуг в диджитал, то ты просто не можешь стоять в стороне и ждать, пока твои офисы опустеют. У нас порядка 250 отделений по всей России, банк представлен более чем в 40 регионах. И мы всячески мотивируем своих клиентов пользоваться цифровыми сервисами. Даже чисто экономически это выгоднее и людям, и банку.
За 1,5 года льготной ипотекой в Банке Уралсиб
воспользовались порядка 10 тысяч семей

Тренд 3
Повышение платежной дисциплины

Стремительное распространение коронавирусной инфекции поначалу всех застало врасплох: не было четкого понимания, какой будет ситуация в экономике, смогут ли заемщики платить кредиты.

Клиенты также старались обезопасить себя на случай кризиса. С объявлением старта госпрограмм по кредитным каникулам на банк обрушился шквал обращений. Если до пандемии Уралсиб получал 30−40 заявок на реструктуризацию в день, то на конец марта — начало апреля прошлого года это количество выросло до 800−1000. Штат сотрудников, которые занимались обработкой заявок, увеличился почти в четыре раза: с 7 до 30 человек, и в течение восьми недель они работали практически без выходных.

Тем, кто не соответствовал условиям госпрограммы, Уралсиб предлагал собственную программу реструктуризации. В ситуации неопределенности даже платежеспособные клиенты подавали заявки на отсрочку «на всякий случай», стараясь сформировать финансовую подушку безопасности.

Но вскоре заемщики стали погашать кредиты, даже досрочно. Если до пандемии до 20% клиентов после реструктуризации в течение года уходили в дефолт, сейчас эта цифра упала до 10%. Из 2 млрд руб., выданных Банком Уралсиб по госпрограммам реструктуризации, погашено уже около 25%.
Станислав Тывес:

В карантин за реструктуризацией пришли люди, для которых день просрочки равносилен увольнению с работы. То есть это и так дисциплинированные клиенты, которые заинтересовались подстраховкой от государства. Мы это понимали и не вели никаких массовых судов и исполнительных производств без крайней необходимости. Зачем это делать с нормальными клиентами, с которыми работаешь десять лет?
Карты вместо POS-кредитования
На горизонте 10 лет с рынка может исчезнуть POS-кредитование — так называемые товарные кредиты. Они не очень выгодны, ставки по ним высокие, поэтому их постепенно вытесняют кредитные карты. Остальные банковские продукты будут видоизменяться, но, скорее всего, останутся на рынке.

Тренд 4
Рост объемов кредитования

В марте — апреле 2020 года большинство банков ужесточали требования по кредитам, тщательно оценивали риски, да и сами клиенты ограничили использование заемных средств. Но после первого витка пандемии начал срабатывать эффект отложенного спроса.

В конце 2020 года кредитная политика банков несколько смягчилась, и это привело к рекордным цифрам по объемам выдачи кредитов по всем направлениям: потребительское кредитование, ипотека, автокредитование.

Россияне поняли, что ситуация с ковидом быстро не выправится, а жизнь продолжается и нужно закрывать свои текущие потребности. Люди стали обращаться за кредитами на ремонт, покупку авто и квартир. Например, спрос на автокредитование в конце прошлого года и первой половине этого оказался просто взрывным. Такая же ситуация наблюдалась в ипотеке — этому во многом способствовали программы господдержки. В Банке Уралсиб за полтора года льготной ипотекой воспользовались 10 тыс. семей, которые получили кредиты на 35 млрд руб. После изменения условий по программам господдержки в июле 2021 года объем выдач ипотечных кредитов сократился на 20%. Однако рынок продолжает расти, так как жилищный вопрос еще для многих остается нерешенным.

Не снижается спрос и на потребительские кредиты, тем более что небольшую сумму в Уралсибе получить достаточно просто.
Станислав Тывес:

Наш банк использует дифференцированный подход в зависимости от продукта и суммы заемных средств. Клиентам с небольшим чеком мы стараемся упростить жизнь и минимизируем требования к пакету документов. Например, до 600 тыс. руб. можно получить по одному только паспорту. По крупным кредитам мы требования не ослабляли. Такой подход позволяет банку вести взвешенную кредитную политику и одновременно наращивать портфели.
Региональная специфика
У клиентов банка в Москве и Санкт-Петербурге больше востребованы ипотека и автокредиты. Цифровые сервисы в обеих столицах также востребованы больше, чем в регионах.

Для Уралсиба традиционно «домашними» считаются Башкортостан, Краснодарский край, Кемеровская и Челябинская области. Банк продолжает активно наращивать клиентскую базу в регионах, учитывая, какие продукты пользуются наиболее высоким спросом в каждом из них.

Тренд 5
Повышение интереса к инвестициям

Устойчивая тенденция последнего времени — вложение средств в ценные бумаги: акции, облигации и более сложные инструменты.

Всплеск интереса к инвестиционным продуктам напрямую сказался на клиентской базе подразделения Уралсиб Брокер. Долгое время здесь предоставляли услуги в основном премиум-клиентам — ограниченному числу опытных инвесторов. Теперь Уралсиб планирует сделать сервис удобным и понятным для массового сегмента, чтобы даже домохозяйка могла открыть приложение, в пару кликов купить финансовые инструменты и затем получить по ним доступный отчет.

Конечно, ценные бумаги не стоит покупать на последние деньги, так же как и замораживать их на депозите на длительный срок. Если у вас есть 100 тыс. руб­., которые могут понадобиться на текущие нужды в любой момент, лучше положить их на накопительный счет или на доходную карту, например «Прибыль», и получать проценты на остаток и кешбэк. Кстати, ставка по этой карте Уралсиба сопоставима с лучшими депозитными предложениями на рынке.

Если речь идет о миллионе руб­лей, возможностей для маневра больше. Один из вариантов — разделить на части: 50% положить на классический банковский вклад, 20−25% - на дебетовую карту или накопительный счет (кому что удобнее), а остальное вложить в инвестиционные инструменты, примерно пополам в облигации и акции.
Станислав Тывес:

Вложения в качественные облигации эмитентов с высоким рейтингом вряд ли принесут проблемы. Но клиенты, которые активно вкладываются в рисковые инструменты, могут понести убытки. Это не депозиты в банке, которые защищены Агентством по страхованию вкладов. Всегда стоит помнить, что потенциальная дополнительная доходность подразумевает и более высокие риски.