БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Реалии

лизингового рынка

После некоторого спада в период первых волн пандемии, в 2021-м рынок лизинга адаптировался к новым условиям и, по прогнозам экспертов рейтингового агентства НРА, может заметно вырасти. О трендах в этой отрасли рассказывает региональный директор по Приволжскому федеральному округу компании «Интерлизинг» Олег Тюкаев.
Олег Тюкаев

Рынок поставщика

Основной тренд-2022 — продолжающийся дефицит грузовых и легковых автомобилей. Так возникает рынок поставщика со всеми вытекающими последствиям. Автодилеры снимают сливки, параллельно изменяя условия работы с лизинговыми компаниями (ЛК) и банками, диктуют условия покупки автомобилей.

Крупнейшие сети автосалонов создают собственные лизинговые компании, чтобы заработать и на финансировании. Свои лизинговые компании имеют ГК Major, ГК «ТрансТехСервис», «Кан-Авто». Задумываются об этом другие крупнейшие сети. А те, которые не создают лизинговые компании, устанавливают правила работы со сторонними ЛК таким образом, что за право купить автомобиль компания должна выплачивать агентское вознаграждение, то есть дилеры начали торговать правом купить автомобиль у них.

В условиях дефицита лизингодатели вынуждены договариваться с автодилерами на их условиях либо изобретать новые условия приобретения автомобилей. Например, лизинговые компании стали выкупать партии автомобилей напрямую у экспортера, чтобы продавать только своим клиентам. Пока точечно, по позициям, которые считаются дефицитными.

К сожалению, в подобной ситуации рынок будет жить еще долго, как минимум в ближайшие два-три года, а некоторые эксперты говорят и о больших сроках.
Лизинг стал доступнее, так как лизингодатели
упрощают продукты и условия для клиентов

Упрощение продуктов

Несмотря на все вышеописанное, рынок автолизинга в целом и продажи ГК «Интерлизинг» растут. Это происходит за счет профессионально выстроенной сети продаж и усовершенствования бизнес-процессов. Да и сам лизинг стал доступнее за счет того, что лизингодатели максимально упрощают продукты и условия для своих клиентов. Этот тренд совпал с общемировым трендом на упрощение, возникшим в связи с приходом поколения Y (поколение миллениума). Упрощение всего (бизнес­процессов, продуктов, пакета документов) и цифровизация — это данность, в которой мы живем. А так как лизинговые компании совместно с банками находятся на передовой рынка финансовых услуг, данный тренд не мог обойти стороной и их. Я бы не поверил, если бы десять лет назад мне сказали, что можно оформить автомобиль в лизинг для компании, существующей 6 месяцев, без финансового анализа, по двум документам за три дня (из которых два уйдет на согласование условий с поставщиком, получением аванса от клиента и оплатой поставщику). Сейчас это реалии рынка.

Субсидирование и госкомпании

Рынок лизинга становится все более привлекательным для инвесторов. Как известно, основной инвестор в России — это государство и компании с государственным участием. В настоящее время львиную долю рынка занимают лизинговые компании с госучастием. Крупные госкомпании скупают ЛК с выстроенными бизнес-процессами, развитой филиальной сетью, диверсифицированной клиентской базой.

Выходя на этот рынок, такие компании забирают львиную долю субсидий, которые выделяет государство. Используя административные рычаги, процесс субсидирования ЛК стал менее прозрачным и доступным для остальных участников. И этот тренд продолжится в 2022 году.

В условиях жесткой конкуренции у компаний с госучастием будет преимущество при получении субсидий, а значит, их экспансия будет продолжаться.