БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Игра по новым
правилам

О рынке лизинга в период пандемии и после нее рассказывает Елена Банникова, региональный директор по Центральному федеральному округу компании «Интерлизинг».
Елена Банникова
Елена, как прошел 2020 год для лизинговых компаний в целом и для «Интерлизинга» и Центрального дивизиона в частности?

Полагаю, я никого не удивлю, сказав, что 2020-й стал в первую очередь очень неординарным, но интересным годом для всех. Лизинговая отрасль не исключение. Учитывая новые реалии, нам всем пришлось многое менять как в повседневной жизни, так и в бизнесе. При этом для «Интерлизинга» 2020 год оказался благоприятным. Процессы компании, готовность всех систем работать удаленно, автономность подразделений и настройка системы мотивации сотрудников дали нам возможность не сокращать темпы развития, а, наоборот, ускорить. Благодаря этому мы в несколько раз опередили темпы роста рынка лизинга и стали самой быстрорастущей частной лизинговой компанией в России.

В конце прошлого года мы завершили трехлетний стратегический цикл, в результате которого перевыполнили план продаж и достигли, на мой взгляд, отличных, прорывных результатов.
По итогам 2020 года:
  • объем нового бизнеса увеличился на 43% относительно 2019 года;
  • мы заняли 15-е место в рейтинге лизинговых компаний по версии «Эксперта РА»;
  • Центральный дивизион достиг прироста объема продаж к 2019 году — 42%.
В целом рынок лизинга показал падение или рост? Если падение, то когда и за счет чего он будет восстановлен?

Рынок лизинга в 2020 году показал небольшую стагнацию. Наибольшее падение ожидаемо произошло в Iполугодии, а уже в III квартале случился взрывной рост продаж, что обусловлено отложенным спросом. Сейчас рынок восстанавливается.

Этому способствуют:

  • снятие ограничений для бизнеса;
  • стабилизация курса рубля;
  • возобновление программ субсидирования приобретения в лизинг колесной и дорожно-строительной техники;
  • развитие грузовых перевозок и каршеринга;
  • а также популяризации лизинга как простого, удобного инструмента для пополнения и обновления основных средств.

С какими проблемами столкнулись клиенты лизинговых компаний? Что вы могли бы им порекомендовать?

Как я уже сказала, мы все столкнулись с одной проблемой — резким изменением правил игры, необходимостью ухода в онлайн. В целом уход в онлайн был, конечно, неизбежен, но без обстоятельств прошлого года он происходил бы более размеренно, спокойно. Расскажу на примере нашей компании: мы все полноценно перешли на удаленку за шесть дней, без существенных сбоев в работе техники и ПО. По-моему, это сверхскорость. Соответственно, всем нашим партнерам пришлось сделать тоже самое.

Основная проблема текущего времени, на мой взгляд, — это быстроменяющийся рынок. С высокой скоростью изменяются потребности и возможности рынка, и, чтобы оставаться на этом самом рынке, необходимо быть готовым меняться вместе с обстоятельствами. Это основное, что я отметила бы как рекомендацию.
Какие планы у «Интерлизинга» на 2021 год?

В конце прошлого года мы утвердили новую стратегию развития на ближайшие три года. Новая бизнес-стратегия, в рамках которой мы продолжим развивать розничное направление бизнеса, покрывая большинство потребностей наших клиентов, сфокусировавшись на сегменте МСБ, называется U-retail. В прошлом году «Интерлизинг» уже запустил в работу кастомизированный отраслевой продукт «Перевозчики», позволяющий на специальных условиях приобрести грузовой и коммерческий автотранспорт. В текущем году мы также планируем расширение продуктовой линейки в сторону отраслевых инновационных продуктов для МСБ и продуктов с высокой сервисной составляющей.

Задачи на 2021 год у нас не менее амбициозные, чем на прошлый: мы планируем 30%-ный рост объема продаж, что по-прежнему должно опережать темпы роста рынка.

Также мы планируем экспансию в регионы.
  • В 2021 году запланировано открытие 10 новых филиалов, в том числе на Дальнем Востоке, а Центральный дивизион пополнится еще 2 представительствами: в Белгороде и Туле.
С 2016 года Уралсиб является стратегическим партнером «Интерлизинга». В прошлом году компания «Интерлизинг» вошла в банковскую группу «Уралсиб». Какие итоги интеграции и «узаконивания отношений» вы уже наблюдаете?

Да, в июне прошлого года наша компания вошла в банковскую группу «Уралсиб».

И хотя развитием кросс-продаж с банком, как вы отметили, мы занимаемся с 2016 года, мое мнение, что объединение еще более способствовало успеху: лизинговая компания и банк могут предложить клиентам определенные преференции, выгодные условия и индивидуальный подход к каждому запросу.
  • Только за 2020 год компания «Интерлизинг» передала в лизинг на 50% больше техники, оборудования и транспорта, помогла 235 клиентам банка в финансировании лизинговых потребностей на общую сумму порядка 2,5 млрд руб.