БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Маркетинг:
креатив
или технологии?

Павел Боревич, эксперт по интернет-маркетингу, основатель digital-агентства Gradus, преподаватель Университета бизнеса банка «УРАЛСИБ», снимает пелену творчества с маркетинга, показывая, что его основа — технологии.
Павел Боревич
Если рекламная кампания не дает результата, обычно предприниматели обвиняют скучную рекламу, недостаточно креативный подход или что-то еще максимально абстрактное и мифическое. А если у бухгалтера не сходится дебет с кредитом, то он начинает искать ошибку в деталях.

Маркетолог в своей работе больше похож на внимательного бухгалтера, чем на творческого художника. Практически для любого направления бизнеса и маркетингового канала можно найти технологию, которая со статистическими обоснованиями устойчивости результата дает решение. Сотни таких примеров описаны в книгах и статьях, от «Основ маркетинга» Филипа Котлера из XX века до «Спроси маму» Роба Фитцпатрика из XXI.

Конечно, мы можем использовать креативные концепции или идеи, но только после того как учли все особенности технологии. А теперь перейдем к обзору актуальных инструментов.
Выяснение потребности
Маркетинг сегодня — это цифры конверсий, переходов и цены за результат. Но важнее всего потребности клиентов.

Один из самых известных маркетологов в мире Филип Котлер считает, что маркетинг — это формирование ценности для потребителя. А чтобы сформировать ценность, нужно точно понимать, что важно для клиента в момент покупки конкретного товара. Например, посещая Макдональдс, я жду быстрого бургера, а в ресторане на Цветном бульваре — сервиса и прекрасной кухни, хотя остаюсь одним и тем же человеком.
Интервью

Чтобы понять клиента, нужно с ним разговаривать. И пока лучшей технологии для выяснения потребности клиента, чем беседа, не придумано. Во время общения фиксируйте:

  • причины покупки,
  • основные проблемы выбора, использования,
  • что важно для потребителя, на что он обращает больше внимания.
Главное в любом интервью — меньше собственных интерпретаций, больше фактов от клиента.
Статистика

Данные, которые можно брать из wordstat.yandex.ru (сервис, показывающий, какие ключевые слова и в каком количестве спрашивают пользователи Яндекса в разрезах по регионам и времени), дают необработанную статистику о потребительском интересе. Это самый простой способ получить доступ к реальным цифрам.

Используйте его или похожие сервисы с данными для:

  • анализа спроса,
  • выявления сезонности,
  • сравнения популярности продуктов в регионах.

С помощью wordstat и анализа количества конкурентов через Яндекс, Гугл Карты, 2ГИС или любой другой статистики вы можете принимать решение о запуске кампаний в новых регионах. Спрос высокий и конкуренция низкая — отличный регион, низкий спрос и много конкурентов — ищем другую локацию. На основе данных, а не интуитивных подходов, можно придумать десятки применений статистики для улучшения маркетинга.
Технологии
Один из моих учителей всегда начинал разбор любого маркетингового кейса с анализа лучшего опыта конкурентов. Это фактически была его главная технология, которая безотказно работала. Прошло десять лет, но она по-прежнему эффективна.

Невозможно изучить десятки новых технологий основательно, в деталях. Поэтому я всегда остаюсь в информационном поле, наблюдаю за трендами и внедряю новое, а глубоко погружаюсь только в то, что лучше всего работает в данный момент времени.

Внедряйте новое без отказа от того, что дает хорошие результаты здесь и сейчас, даже если речь идет не о маркетинговом тренде.