Возможен ли отказ от каких-либо направлений кредитования или сегментов заемщиков?
Пока такой необходимости нет, как нет и сегмента, на завоевание которого стоило бы бросить все ресурсы. Ситуация развивается синхронно по всем направлениям.
При оценке юридических лиц решающим фактором сейчас является роль кредитования в их бизнесмодели. Кредиты в первую очередь нужны клиентам, которым оборотный капитал жизненно необходим для ведения бизнеса. Кредитование проектов развития в текущих условиях, мне кажется, менее приоритетно.
Сейчас сложно безошибочно оценивать риски, однако и цена ошибки существенно возросла. Наличие технологий и навыков углубленного анализа данных клиентов помогает оценить риск, но, когда мы выходим за пределы применимости привычных моделей, обученных на «старых» данных, возрастает значимость ручного анализа и защиты от рисков залогами и ковенантами.
Как текущая ситуация отражается на стратегии управления данными?
Наш банк в этом вопросе крайне консервативен: опираемся прежде всего на внутренние данные. Внешние используются в основном для тестирования гипотез (хотя и в этом вопросе иногда предпочтительнее проведение собственных «мини-пилотов»).
Ранее такой подход был гарантией получения стабильных долгосрочных результатов и возможности зарабатывать на внутренних данных, а в новой реальности он уберег банк от необходимости экстренного пересмотра стратегии работы с данными.
Можете выделить три ключевых преимущества внутренних данных по сравнению с внешними?
Во-первых, внешние данные — результат не всегда прозрачных для бизнеса процессов. Внутренние данные генерируются нашими клиентами в наших бизнес-процессах, они стабильны, повторяемы, и мы хорошо понимаем, что они означают, тогда как интерпретация и применимость во внутренних процессах внешних данных всегда под вопросом.
Исключение — данные бюро кредитных историй и отраслевые бенчмарки, благодаря которым компания может определить свое положение в отрасли, гэпы и потенциальные направления развития. Хотя с бенчмарками сейчас тоже возможны проблемы из-за существенного разрыва показателей в связи с изменившейся реальностью, но благодаря инерционности системы некоторые бенчмарки даже сейчас останутся релевантными.
Второе — это постоянство или хотя бы контролируемость изменений. Когда вы сами являетесь поставщиком своих данных, нет риска прекращения их предоставления или неожиданного изменения их внутренней логики или методологии. При работе с внешними данными можно столкнуться с изменением методологии их получения, что делает невозможным их использование в сравнительном анализе. Приходится договариваться с поставщиком данных и заново пересчитывать все значения либо начинать с чистого листа.
Третье — и это следует из первого и второго — при управлении изменениями комфортнее формулировать цели и задачи в терминах внутренних показателей.