БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

ставка

на открытый диалог

О стратегии развития компании, специфике фондирования, тенденциях спроса на лизинговом и облигационном рынках в интервью RusBonds рассказал генеральный директор «Интерлизинга» Сергей Савинов.
Сергей Савинов
По итогам прошлого года российский рынок установил рекорд как по количеству заключенных договоров, так и по сумме сделок (более 2 трлн руб.). Тем не менее мы считаем, что уровень проникновения лизинговых услуг все еще остается на достаточно низком уровне.

Диверсификация как преимущество

«Интерлизинг» — универсальная лизинговая компания. Мы готовы предложить своим клиентам как автотранспорт, так и оборудование, спецтехнику. Ключевым направлением для нас является работа с компаниями малого и среднего бизнеса, при этом мы не ограничиваемся ­каким-либо одним сегментом: портфель компании сбалансирован по видам предметов лизинга и не имеет явно выраженной специализации. По итогам 9 месяцев 2021 года концентрация портфеля на одном типе предметов лизинга не превышала 25%.

Наши компетенции и опыт позволяют предлагать клиентам решения, которые учитывают не только специфику предметов лизинга, но и сферу деятельности лизингополучателя. Мы разработали специальные программы финансирования для компаний из сферы логистики, сельского хозяйства, такси, а также совместные решения с производителями спецтехники и автотранспорта. Каждая программа учитывает особенности конкретного направления бизнеса, такие как авансовый платеж по договору, структура платежей внутри года с учетом сезонных факторов, специфику страховой защиты имущества и многие другие параметры сделки.
Тенденции рынка лизинга:
  • увеличение доли онлайн-продаж;
  • всеобъемлющая цифровизация;
  • роботизация бизнес-процессов;
  • развитие различных видов операционной аренды;
  • увеличение доли лизинга для физических лиц.

Онлайн-продажи

В 2020 году «Интерлизинг» начал систематическую работу по развитию онлайн­канала продаж. В 2021-м объем нового бизнеса вырос относительно предыдущего года в три раза. Развиваем цифровые каналы, расширяем воронку лидогенерации. Особое значение придаем росту конверсии из обращений, поступающих через сайт, лид-формы соцсетей в целевые лизинговые заявки. По этому показателю по сравнению с 2020 годом рост составил более 30%. Основная цель на 2022 год — увеличение доли онлайн-канала продаж в общем объеме нового бизнеса.

Кроме того, мы продолжаем развивать направление партнерских продаж. В сентябре 2021 года «Интерлизинг» успешно подключился к сервису «1С:Лизинг». Благодаря этому пользователи программы «1С:Бухгалтерия» могут получить доступ к лизинговым программам нашей компании.

Также мы видим большой потенциал в сотрудничестве с маркетплейсами. «Интерлизинг» уже работает с рядом площадок, в том числе с агрегатором «Развивай.рф». В дальнейшем планируем привлекать еще больше партнеров для продвижения лизинговых услуг.
Мы готовы предложить в лизинг как автотранспорт,
так и оборудование, спецтехнику

Потенциал развития

Мы видим потенциал в расширении нашей продуктовой линейки операционной арендой. Среди ключевых факторов роста данного сектора — в первую очередь господдержка через субсидирование (по аналогии с программой Минпромторга «Доступная аренда»). Также это постепенное изменение модели потребления на sharing (совместное использование. — Прим. ред.). Существенное развитие как каршеринга, так и кикшеринга в последние годы — тому подтверждение. Кроме того, наблюдается стремление компаний к сокращению долговой нагрузки при работе с активами, имеющими длительный срок эксплуатации, и оптимизации расходов на обслуживание. Развитию отрасли также будет способствовать управление качеством эксплуатации актива и оптимизация персонального предложения непосредственно под заказчика — за счет предоставления всего комплекса услуг в едином цифровом окне.

На текущий момент мы тщательно анализируем клиентский путь, проводим различные исследования относительно удобства пользования теми или иными сервисами компании, наращиваем компетенции в управлении активами и работе с поставщиками. При этом финансовый лизинг будет продолжать сосуществовать в предложениях лизинговых предприятий, ведь одно из правил инвестирования не меняется: приобретай то, что дорожает; арендуй то, что дешевеет.

Инвестиции в лизинг

Главный плюс привлечения фондирования с помощью размещения облигаций — отсутствие избыточных ограничений при инвестициях в предметы лизинга.

Если мы сравниваем облигационное финансирование с банковскими кредитами, то в первом случае мы получаем большую свободу действий в части определения размера авансового платежа, срока договора лизинга, у нас отсутствуют обязательства по залогу и страхованию предмета лизинга в пользу банка, нет моратория на досрочное закрытие договора лизинга. Это значительно упрощает его администрирование в период жизненного цикла, например в случае страхового события с легковым автотранспортом.

Рынок диктует нам достаточно сжатые сроки одобрения лизинговых заявок: в розничном лизинге нет времени на согласование элементов сделок с банками. Облигационное финансирование позволяет принимать решение в сжатые сроки, ориентируясь исключительно на собственную политику оценки рисков, и не тратить времени на согласования с банками-партнерами.

Кроме того, банки неохотно предоставляют финансирование на оборудование и спецтехнику с относительно низкой ликвидностью. А мы видим стабильный спрос на данные предметы лизинга. Привлечение средств через инструменты облигационного заимствования позволяет решать вопросы финансирования таких договоров лизинга.

Из минусов облигационных займов можно отметить относительно высокие административные барьеры для выхода на рынок и чуть более высокую стоимость заимствований по сравнению с банковскими кредитами.
Ключевые показатели «Интерлизинга»
По итогам 2021 года чистая прибыль «Интерлизинга» по МСФО ожидается на уровне 900 млн руб., что превысит аналогичный показатель 2020 года более чем в 2 раза.

За 9 месяцев 2021 года чистая прибыль компании по РСБУ составила 498 млн руб., а выручка достигла 13,8 млрд руб.

Надежность и прозрачность

Главный плюс привлечения фондирования с помощью размещения облигаций — отсутствие избыточных ограничений при инвестициях в предметы лизинга.

Если мы сравниваем облигационное финансирование с банковскими кредитами, то в первом случае мы получаем большую свободу действий в части определения размера авансового платежа, срока договора лизинга, у нас отсутствуют обязательства по залогу и страхованию предмета лизинга в пользу банка, нет моратория на досрочное закрытие договора лизинга. Это значительно упрощает его администрирование в период жизненного цикла, например в случае страхового события с легковым автотранспортом.

Рынок диктует нам достаточно сжатые сроки одобрения лизинговых заявок: в розничном лизинге нет времени на согласование элементов сделок с банками. Облигационное финансирование позволяет принимать решение в сжатые сроки, ориентируясь исключительно на собственную политику оценки рисков, и не тратить времени на согласования с банками-партнерами.

Кроме того, банки неохотно предоставляют финансирование на оборудование и спецтехнику с относительно низкой ликвидностью. А мы видим стабильный спрос на данные предметы лизинга. Привлечение средств через инструменты облигационного заимствования позволяет решать вопросы финансирования таких договоров лизинга.

Из минусов облигационных займов можно отметить относительно высокие административные барьеры для выхода на рынок и чуть более высокую стоимость заимствований по сравнению с банковскими кредитами.