БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Проверка

на прочность

Способность банковской системы противостоять вызовам времени отчетливо проявилась еще в период пандемии коронавируса. Банки, в том числе Уралсиб, достойно справляются и с текущей ситуацией, когда финансовый ландшафт страны претерпевает серьезные изменения.
Один из основных результатов работы Уралсиба в последние два года – значительное развитие удаленных каналов обслуживания. В прошлом году были полностью обновлены интернет-банк и мобильное приложение, где появились необходимые и востребованные клиентами функции (все виды платежей, справки, выписки, получение кредитов, переводы по Системе быстрых платежей, обмен валюты, онлайн-чат и т. д.). Клиентам премиум­сегмента банк предоставил возможность дистанционного обслуживания с помощью корпоративной связи и девайсов. Это позволило обеспечить полное дистанционное сервисное сопровождение и персональное финансовое планирование. Кроме того, контакт­центр стал работать круглосуточно, менеджеры консультировали клиентов через все возможные мессенджеры.

Несмотря на то что большинство сотрудников Уралсиба (за исключением специалистов фронт­офисов) с марта 2020 года по март 2022-го работали в удаленном формате, прошлый год стал рекордным по выдаче ипотеки, потребительских и автокредитов. С апреля у сотрудников сохранилась возможность работать как полностью удаленно, так и в гибридном режиме. Такой подход позволяет банку оптимизировать расходы на оснащение рабочих мест и аренду помещений. Однако полностью от офисного обслуживания Уралсиб не отказался и не планирует этого делать, поскольку клиентам, особенно корпоративным, часто необходимы очные консультации. От скорости реагирования банковских специалистов во многом зависит решение стратегических вопросов бизнеса. А сегодня это важно как никогда.
В числе лучших
Качество обновленных интернет­банка и мобильного приложения Уралсиба не раз подтверждалось высокими позициями в отраслевых рейтингах.

Так, банк вошел в число лидеров исследования удобства и доступности мобильных банков и интернет-банков для физлиц от компании UsabilityLab, которое проводилось в течение всего 2021 года. Удобство цифровых платформ аналитики оценивали по 17 пользовательским сценариям: переводы через Систему быстрых платежей (СБП), переводы между своими счетами и по номеру карты, оплата мобильного телефона, просмотр деталей операций в истории, открытие вклада и т. д. Эксперты оценивали удачные решения, упрощающие путь пользователей (в том числе имеющих особенности здоровья), а также выявляли юзабилити­проблемы онлайн­сервисов.

Также мобильный банк «Уралсиб Онлайн» вошел в число лучших, согласно рейтингам портала Brobank.ru, заняв 6-е место среди мобильных банков в Huawei App Gallery и 12-е место – в Google Play. По результатам исследования Business Mobile Banking Rank 2022, представленных компанией Markswebb, мобильный банк «Уралсиб Бизнес Онлайн» вошел в топ‑10 рейтингов лучших мобильных банков на Android – как для компаний малого бизнеса, так и для индивидуальных предпринимателей.

Без паники

В целом банковская отрасль справляется с работой в условиях новой экономической реальности: паники нет, ситуация управляемая. Это неоднократно отмечала председатель Банка России Эльвира Набиуллина в публичных выступлениях. Предпринятые регулятором меры сработали: курс рубля, вопреки прогнозам западных экономистов, не рухнул, а даже укрепился, инфляция снизилась.

Серьезным испытанием стало введение санкций и отключение от системы SWIFT ряда российских банков. В то же время банки, не имеющие иностранного или государственного участия, в число которых входит Уралсиб, в меньшей степени подвержены санкционным рискам и их последствиям. Это создает определенные новые возможности.

Так, Уралсибу за довольно короткий срок удалось получить значительный приток новых клиентов. За март текущего года банк зафиксировал спрос на размещение денежных средств в объеме, сопоставимом с тем, который обычно бывает за квартал. В течение 2,5 месяцев прирост клиентской розничной базы составил 10%. А в сегменте private-банкинга за первый месяц в Уралсиб пришло такое количество состоятельных клиентов, которое ранее приходило за год. Выросла и клиентская база юридических лиц — в основном за счет предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, а также компаний, деятельность которых требует операций с валютой.

Важную роль в обслуживании таких клиентов играют сотрудники валютного контроля, они оказывают полноценный комплексный консалтинг по контракту и валютному законодательству. Этот кризис еще раз показал, насколько ценно для клиентов личное общение с сотрудниками банка: когда ситуация стремительно менялась и было непонятно, как действовать в текущем моменте, на помощь приходили консультанты Уралсиба. Причем важно, что это были не сотрудники контакт-центра (когда каждый раз приходится разговаривать с новым человеком), а специалист, с которым клиент постоянно общался.
Уралсиб движется в сторону повышения качества и доступности своих услуг

Содействуя бизнесу

По сравнению с февралем — мартом деловой климат в малом и среднем бизнесе улучшается. Возможно, это происходит не теми темпами, как всем хотелось бы, но положительная динамика очевидна. Например, исследование мнений предпринимателей в рамках Оперативного социально­экономического мониторинга аналитического центра НАФИ, результаты которого опубликованы в мае, показало, что 76% представителей малого и среднего бизнеса не планируют сокращать штат сотрудников в ближайшие три месяца. А 20% ожидают увеличения численности персонала. Это хороший знак, отражающий восстановление деловой активности.

Индикатор бизнес­климата (ИБК), который замеряет Банк России, в мае продолжил рост и по сравнению с апрелем повысился на 2,4 пункта. Это свидетельствует об оперативной подстройке компаний к новым условиям.

На сегодняшний день у предпринимателей есть возможность воспользоваться государственными программами с субсидированием процентной ставки, начала работать программа Минпромторга России по поддержке импортеров отдельных категорий продукции, введены ряд льгот и налоговых послаблений для некоторых видов бизнеса.

Банки также готовы помочь компаниям, занимающимся производством товаров приоритетных отраслей, приобрести оборудование, транспорт или недвижимость.
У многих предпринимателей уже есть опыт преодоления сложных экономических ситуаций, и сегодня они действуют обдуманно, принимают взвешенные решения. Например, благодаря высвобождению некоторых сфер рынка клиенты Уралсиба стараются занять эти ниши, чтобы сохранить или даже увеличить объемы продаж. Бизнес перестраивается, и Уралсиб старается ему содействовать. Сегодня в линейке банка есть множество тарифов, рассчитанных как на предприятия с небольшим оборотом, так и на быстрорастущий бизнес.

Банк Уралсиб также ввел кредитные каникулы для компаний МСБ сроком до шести месяцев в соответствии с законом № 106-ФЗ. Регулярно объявляет о возможности поучаствовать в различных выгодных акциях или получить скидки. Так, до конца 2022 года банк проводит акцию «Выгодный ВЭД». Клиенты, которые перевели свой бизнес в сфере внешнеэкономической деятельности на обслуживание в Уралсиб, получают бесплатную услугу валютного контроля на три месяца с момента подключения к акции. Принять участие в ней могут новые, а также действующие клиенты, которые не пользовались услугами валютного контроля в Уралсибе в течение 2020−2022 годов: юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, занимающиеся частной практикой в установленном законодательством РФ порядке.

Большое внимание банк уделяет различным сервисам, которые делают финансовую жизнь клиентов более комфортной. Один из них — бесплатная онлайн-­бухгалтерия для индивидуальных предпринимателей. Они теперь могут самостоятельно рассчитать налоги и сборы, сформировать налоговую декларацию, подготовить и выставить текущие бухгалтерские документы. Несколько лет назад появились сервисы по проверке контрагентов, которые уже стали привычными в линейке банковских услуг для бизнеса. Но Уралсиб в дополнение к ним предлагает еще и решения для оценки физических лиц. Для клиентов это возможность получить информацию о кандидатах на материально ответственные должности. Сервис также используют для проверки руководителей компаний-партнеров. Все это позволяет повысить степень защищенности предприятия.
Приобретает популярность и такая услуга, как онлайн­переводы с бизнес-карты на карту физического лица для юридических лиц и ИП. Такие В2С‑переводы осуществляются в рублях на сайте Банка Уралсиб с бизнес-карт Masterсard на Visa, Masterсard и «Мир» физических лиц. Эту услугу можно использовать для выплаты зарплаты или премий, например, самозанятым и фрилансерам, выплачивать комиссионные, страховки или компенсации, делать переводы по сделкам на электронных торговых площадках, а также оформлять возврат средств. Функционал услуги очень широкий, и он формировался специально под нужды малого бизнеса.

Словом, в первую очередь Уралсиб движется не в сторону увеличения количества услуг, а в сторону повышения их качества и доступности. Клиенты это ценят — их число в банке стабильно растет. А с прошлого года Уралсиб начал открывать в регионах своего присутствия центры бизнеса — это новый формат привлечения и обслуживания клиентов, который банк активно развивает. Подобные центры уже работают в крупных городах Поволжья, Сибири, на Урале, в Южном и Центральном регионах.

«Мы открываем центры малого бизнеса в городах с высоким потенциалом для активного роста, — отметил руководитель департамента развития и продаж малого бизнеса Александр Фатеев. — Уверен, что наши команды профессионалов справятся со всеми поставленными задачами. Банк за первое полугодие 2022 года уже увеличил клиентскую базу на 5%, а по итогам года рост составит более 15%. Также в ближайшее время мы планируем запустить для предпринимателей ряд новых продуктов и сервисов на конкурентных условиях».