Гибкость продуктовой линейки для привлечения клиентов на пассивы касается только банковских продуктов или других финансовых и нефинансовых услуг?
Из тех данных, которые мы фиксируем, четко видно, что при выборе банка клиенты в первую очередь смотрят на продуктовую линейку, особое внимание уделяя ставкам по депозитам и накопительным счетам. Инвестиционные, инвестиционно-страховые, брокерские продукты — это тоже очень важно, клиенты это ценят. Но приходят в банк изначально в основном не по ним, а по сберегательным продуктам, это база.
Какую роль в привлечении розничных клиентов играют цифровые каналы и как эта роль в динамике меняется? Какие продукты, помимо депозитов, наиболее заманчивые?
Мы видим, что роль цифровых каналов в привлечении новых клиентов стремится уже к 100%. В основном это карточные продукты, продаваемые через цифровые каналы. Это удобно, централизованно, понятны каналы, понятна экономика, легко рассчитываемы затраты на маркетинг. Я здесь Америку не открою, об этом все годами говорят: очевидно, что значение цифровых каналов растет. По сути, иное, нецифровое привлечение — это зарплатные проекты, автокредитование и ипотека, все остальное ушло в «цифру».
То есть физические офисы теряют эффективность?
Не совсем так. Просто меняется их функционал, теперь это скорее не точки обслуживания, а точки консультаций. Например, мы видим, что в регионах, где у нашего банка есть офисы, продажи выше, чем при их отсутствии. Особенно четко это проявляется в сегментах автокредитования и ипотеки, где, очевидно, более важна роль персональных консультаций, роль менеджера. Также важна имиджевая составляющая: наличие физического офиса, того объекта, который можно, условно говоря, пощупать, повышает на интуитивном уровне доверие к любой организации, не только финансовой.
Например, в сегменте кредитов наличными 45% продаж приходится на филиальную сеть, из которых 80% идет без физического визита клиентов в отделение. Но клиент при этом знает, что ему звонит не какой-то абстрактный Вася или Петя, а вполне определенный менеджер, которого он знает в лицо и к которому при необходимости можно зайти в офис и проконсультироваться.