Анонсы мероприятий

Кибермошенники вредят доверию россиян ко всей экономике

12 марта состоялся круглый стол «Банковские мошенничества – угроза для национальной экономики?», организованный Центром медиапрактик НИУ ВШЭ в рамках большого проекта с банком «Уралсиб».
Представляя доклад, заместитель заведующего Центром медиапрактик НИУ ВШЭ Андрей Жуков отметил, что даже угроза мошенничества является значимым барьером на пути роста доверия вкладчиков к банкам. Согласно исследованиям Аналитического центра НАФИ, об этом заявляет 4% респондентов. К этому стоит прибавить еще 4% тех, кто жалуется на навязчивые звонки из банков (а скорее всего, и от псевдобанков), а также 6% имеющих негативный опыт взаимодействия с банками (в том числе жертвы мошенничества, не получивших компенсации). «В итоге мы выходим на достаточно значительную цифру тех, кто теряет доверие к банковской системе из-за киберпреступников. И опасность снижения доверия к банковской системе и всей экономике из-за банковских мошенников нельзя недооценивать», - резюмировал Жуков.

Главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев напомнил, что по данным Банка России, в 2023 году доля операций без согласия клиентов составила 0,00119% от общего объема переводов. «Масштабы кибермошенничества сегодня относительно невелики. Однако относительно небольшой шлейф проблем от них нельзя игнорировать», – отметил эксперт. По словам Николаева, доверие в экономике – это динамическая характеристика взаимодействия различных субъектов экономики. А значит, она постоянно меняется под влиянием различных факторов.

Эксперты выделяют 6 факторов лояльности к банковской системе. Это уровень доверия в обществе в целом, стабильность банковской системы, наличие гарантий через систему страхования вкладов, развитие финансовых технологий и внедрение новых услуг, эффективность борьбы государства с финансовыми мошенничествами, уровень финансовой грамотности населения. «Банк России подает пример, просто и доходчиво объясняя населению, какие новые схемы мошенничества появляются. А вот многие коммерческие банки в этом отношении, на мой взгляд, недорабатывают. Финансовым организациям нужно больше рассказывать о новых схемах злоумышленников, но в то же время не перегибать палку, чтобы не нагнетать панику», - уверен Николаев.

С ним согласился и ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. По словам экономиста, у доверия в банковской системе много слагаемых. Помимо активности мошенников он выделил действия самих банков, а также регулятора. «Банк России достаточно эффективно борется с мошенниками, – считает Масленников. – Чтобы убедиться в этом сравните две цифры: 15,8 млрд рублей, украденных за 2023 год, и 5,8 трлн рублей предотвращенных мошеннических списаний». Среди важных мер для укрепления доверия к банковской системе эксперт назвал ограничение предельной стоимости кредитов, охлаждение ипотечного рынка и ожидаемое к середине года создание комитета по стандартам деятельности кредитных организаций с надзорным функционалом.

Участвовавший в подготовке доклада Центра медиапрактик директор «Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования», профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Николай Берзон обращает внимание на повышение финансовой грамотности населения. «Людям старшего поколения, наверное, уже поздно рассказывать про то, как работает финансовый рынок, биржи и брокеры. Нужно объяснять им, как защитить свои накопления от финансовых мошенников. Что касается молодежи, важно делать акцент на вопросах, связанных с инвестициями. На факультете экономических наук Высшей школы экономики мы объясняем ребятам, что инвестирование — это необходимый элемент грамотного финансового поведения в современном мире, рассказываем, какие инструменты позволят сформировать долгосрочные накопления. Если мы научим школьников и студентов ставить финансовые цели и идти к ним, объясним, какие есть финансовые инструменты и как ими пользоваться, то рано или поздно все российское население будет финансово грамотным», — отметил эксперт.