ГОСТИНАЯ

АНДРЕЙ ДЕРЖАВИН: «ГЛАВНОЕ#NBSP;— НЕ#NBSP;ТЕРЯТЬ ИНТЕРЕС К#NBSP;ЖИЗНИ»

Широкая аудитория знает его как исполнителя хитов «Не плачь, Алиса», «Чужая свадьба», «Журавли», в музыкальных кругах он слывет талантливым музыкантом и умелым аранжировщиком, а сам дорожит каждым мгновением прошлого и с надеждой смотрит в будущее. Певец, композитор, создатель группы «Сталкер» и одноименной продюсерской компании Андрей Державин рассказал о том, как детское увлечение стало делом всей жизни.
Андрей, вы вернулись на телеэкраны и подмостки, а старые хиты звучат по-прежнему свежо. В чем секрет?

Спасибо за правду, значит, не зря старались. (Смеется.) Пять лет назад, после почти двадцатилетнего перерыва, я снова начал выступать сольно. Мне посчастливилось собрать отличных музыкантов, мы подготовили программу и в 2018 году начали гастролировать. Трек-лист составляли прямо в соцсетях, вместе с будущими зрителями. А песни я решил все-таки немного «подшаманить» в духе времени. Согласись, было бы глупо копировать себя двадцатилетнего. Зрители говорят, что звучит свежо, а материал им давно знаком — хорошо ложится на ухо, вот и весь секрет.

К чему стремитесь в ближайшем концертном сезоне? Для кого будете петь?

Как всегда, несем в массы разумное, доброе и вечное. В этом году в графике много концертов, посвященных дням городов по всей России. И это здорово. Мне ежедневно пишут сотни людей: «Приезжайте в наш город!», «Ваши песни — это как встреча с юностью» — и много еще чего трогательного. У кого-то из них уже выросли дети, названные Алисами, Катями и Наташами, и все чаще я пою на свадьбах этих Наташ, Алис и Катерин…

Уж не «Чужую свадьбу» ли?

Не поверите, почему-то часто просят спеть именно ее. Но мы немного меняем текст. Поем, например: «Какая свадьба, какая свадьба!» — имея в виду, что она очень трогательная и красивая, а никакая не чужая. А если серьезно, людям сейчас как никогда нужны положительные эмоции, да и нам они тоже не повредят. Два пандемийных года коснулись каждого. Но все проходит, прошло и это.
Работа в группе — это не только музыка. Важно еще и чувство локтя, ощущение общего дела
Вы родом из городка, о существовании которого многие узнали благодаря группе «Сталкер». Бываете там сейчас?

Не так часто, как хотелось бы, но вопрос в десятку. Несколько лет назад посчастливилось выступать на 90-летии родной Ухты. Было очень здорово! В августе этого года будем петь в Сыктывкаре на 100-летии Республики Коми. А там до Ухты рукой подать. Очень надеюсь, что получится побывать и в этот раз. Для меня это не просто концерты — это что-то большее.

Какие ощущения испытываете, проходя по родным улицам?

Кажется, вот сейчас зайду в соседний двор, где мои друзья гоняют мяч, а на лавочке сидит красавица Лена из параллельного класса. Но друзья давно разлетелись кто куда, и родных там давно не осталось.

Это они открыли вам путь в музыку?

По сути, да. Дома часто звучало фортепиано — мамина сестра училась в музыкальном училище. Я стал повторять звуки и последовательности, старших это заинтересовало, и в четыре года меня отвели к директору музыкальной школы на прослушивание. Как я потом узнал, он еще до вой­ны окончил берлинскую консерваторию по классу композиции. Сомневаюсь, что такой человек мог плохо учить детей музыке. Меня приняли в класс фортепиано. Сначала я был рад, но, когда началась учеба, воскликнул: «Господи, за что мне это? За окном ребята играют в снежки, лазают по помойкам, а у меня с утра до вечера — гаммы!».
Досье
Андрей Державин

Родился 20 сентября 1963 года в Ухте.

Певец, музыкант, композитор, продюсер, аранжировщик.

Певческий голос: баритон.

В 1985 году вместе с друзьями создал группу «Сталкер», которая просуществовала до 1992 года. Репертуар группы состоял из песен, написанных Андреем Державиным на стихи Сергея Кострова.

С 1995-го выходил на сцену как сольный исполнитель.

В 2000-м стал клавишником группы «Машина времени», продолжая параллельно исполнять произведения из собственного репертуара.

В 2017-м принял решение уйти из «Машины времени», чтобы вернуться к сольной карьере.

В 2018-м возродил группу «Сталкер», с которой весной 2019-го отправился в первый с 1999 года большой гастрольный тур по стране.

Трек-лист каждого тура составляет совместно с поклонниками, общаясь с ними на своих страницах в соцсетях.
Как с академических рельсов удалось уйти в эстраду?

Однажды я, пятиклассник городской школы № 2, услышал разливающиеся по всем рекреациям волшебные трели. Доносились они откуда-то с чердака. Я пошел на звук и обнаружил там школьный ансамбль старшеклассников, которые играли на божественных по тем временам электроинструментах. Меня словно контузило: я сел рядом и не смог никуда уйти.

Так там и остались?

Да. Меня спросили: «Играть умеешь? Покажи». Я не растерялся. Они похвалили и разрешили иногда бывать у них на репетициях. Я рассказал об этом своему другу, и мы сделали ход конем: создали свою группу.

Люди годами не могут собрать коллектив. Как это удалось пятиклассникам?

Мой друг был барабанщиком, а басиста мы нашли в нашем классе. Он не знал, но я придумал писать ему партии в виде дробей: три третьих, пять пятых, подразумевая гитарные лады. Главная проблема была не в этом: требовалось официальное разрешение завуча школы на пользование аппаратурой. Тогда мы с другом придумали авантюру: подали заявку на участие в конкурсе политической песни. Выбрали гимн кубинских партизан Venceremos, подошли к завучу и на голубом глазу заявили, что ее никак нельзя исполнять на простых акустических гитарах: «Это же фирменная музыка!» И произошло чудо: она разрешила нам брать ключи от заветной каморки с инструментами. С этого момента у нас началась совершенно другая жизнь.
Даже обманывая себя, публику не обманешь
Что впоследствии играли, кроме этого гимна?

Все что хотели. Играли громко и нагло, нас просто распирало от счастья. Нам казалось, что мы лучше всех играем и поем. Официальных репетиционных часов всегда не хватало, и мы, взрослеющие, научились залезать в каморку через окно второго этажа. Так и прошла школа. Кстати, я окончил ее с хорошим аттестатом и по наставлению родителей-инженеров поступил в институт, в котором через несколько лет родилась группа «Сталкер».

И сразу всеми была принята на ура?

Только слушателями. А в отделе культуры нас начали песочить. Тогда никто не мог исполнять песни собственного сочинения, не утвержденные в Союзе композиторов публично. И мы попали в список запрещенных групп. Но вскоре началась перестройка, и секретарь горкома партии по идеологии предложил нас «узаконить», создав молодежный центр, в котором мы бы выступали. Нам отдали роскошное помещение бара, некогда культового, и мы выступали там каждый вечер. Зал был всегда переполнен.

Говорят, люди ехали туда со всей республики, ведь наши магнитоальбомы, записанные на студийных бобинах, уже успели разлететься по дискотекам всей страны. Нас знали. На дворе был 1986 год. Однажды мне позвонил директор филармонии Коми и предложил контракт.

Пригласил в тот самый Сыктывкар, надо полагать?

Да. Это было одновременно и заманчиво, и страшно. Нам предстояло выйти из самодеятельности на профессиональную сцену. Но мы приняли решение, и начались гастрольные поездки — давали до пяти концертов ежедневно.

В штате филармонии за два года мы объехали всю страну, от Калининграда до Владивостока.

Что должен уметь музыкант, чтобы стать частью «Сталкера»?

Для начала — знать ноты. (Смеется.) Работа в группе — это ведь не только музыка. Важно еще и чувство локтя, ощущение общего дела. Всегда есть гитаристы и клавишники лучше, чем ты сам или твои коллеги, но профес­сионал не тот, кто быстрее других играет гамму или громче всех дует в тромбон.

Помимо специальных навыков, нужно еще обладать человеческими качествами, уметь работать на общий результат.

Звучит очень по-деловому. Значит, и хиты можно писать, исходя чисто из конъюнктурных соображений?

Не люблю я все это конъюнктурное искусство. Буду банален, но, даже обманывая себя, публику не обманешь.

Какая из собственных песен у вас любимая?

Все. Нелюбимые не пою и стараюсь не записывать. Зато с удовольствием могу спеть понравившуюся песню другого автора — так было с «Рождеством» Максима Леонидова: я исполнил ее в фильме Алексея Пиманова «Мужчина в моей голове», куда меня пригласили сыграть самого себя. Был и такой опыт.

С Сергеем Костровым, автором текстов и сооснователем «Сталкера», поддерживаете связь?

Конечно. И планы есть совместные творческие. А недавно с радостью принял участие в концерте, посвященном его юбилею.

Вы в отличной форме, будто и не прошло несколько десятков лет. Как вам это удается?

Жена не кормит. (Смеется.) На самом деле она прекрасно готовит, еще со студенческих времен, а сейчас стараемся питаться не только вкусно, но и правильно — так легче и приятнее жить. Ну и, конечно, спасибо родителям за гены. Что до возраста, можно и в 30 ощущать себя стариком, а можно в 70 учиться новому. Главное — не терять интерес к жизни.
С женой Еленой вы вместе практически всю жизнь, с Ухты. Это редкость в творческой среде.

У нас как в том анекдоте: убить друг друга хотели много раз, развестись — никогда. Мы познакомились, когда она училась в десятом классе, а я поступил на первый курс. Потом и она стала студенткой. Помню, на день факультета я что-то исполнял в актовом зале, стараясь произвести впечатление на девушку небесной красоты, и через год мы поженились. Вскоре у нас родился сын, а дочь появилась на свет уже в Москве спустя почти 20 лет. Сейчас она оканчивает школу.

Дети тоже музыкальными выросли?

Сын занимается музыкой с детства. У него абсолютный слух и очень интересное музыкальное мышление. Влад гораздо точнее меня чувствует гармонию, сочиняет необыкновенно красивую альтернативную музыку. Не я ему, а он мне часто дает творческие советы, и я ими пользуюсь. Недавно прислал свои новые произведения на английском языке, будет термоядерный альбом.

А у Ани потрясающая фантазия, она замечательно рисует, в детстве занималась в художественной школе и придумывала персонажей: писала рассказы о них и тут же иллюстрировала. Когда ей было лет десять, она попросила купить ей гитару. Я подарил ей подростковую такую полуторку, она немного позанималась и забросила. А недавно вдруг говорит: «Папа, покажи аккорды». Ну я сел учить ее снова, так и провели вечер.

Музыка — один из языков общения. А ваши душевные песни наверняка и мирили людей, и соединяли.

Верю в это. Поэтому мы и едем в гастрольный тур по стране, чтобы спеть не только жителям столиц, но и встретиться с людьми из небольших российских городов. Будем стараться до осени 2023-го объехать все регионы. Мы уже побывали в десятках регионов — от Светлогорска до Якутии, но еще не выступали новым составом на Дальнем Востоке и в Краснодарском крае, да и много где еще — страна ведь у нас необъятная! Надеюсь восполнить эти пробелы до своего юбилея, который будем отмечать большим концертом в московском «Крокусе».

У нас банковский журнал, поэтому разговоры о материальном здесь уместны. Легко ли расстаетесь с деньгами или предпочитаете беречь и инвестировать?

Я не люблю рассказывать о своих финансах и тем более стараюсь не давать советов. Недавно приобрел новое концертное оборудование для наших выступлений. С одной стороны, потратил, с другой — инвестировал.

Беседовала Анна Чистоделова