БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

ПАНДЕМИЯ И БАНКИ:
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В период социальной изоляции банки стали проводником стабилизационных решений российского правительства и регулятора. Кроме того, они используют и собственные программы для поддержки клиентов. Председатель Правления банка «УРАЛСИБ» Константин Бобров в ходе онлайн-конференции РБК «Банковский сектор в эпоху пандемии: состояние и возможные перспективы» ответил на вопросы о влиянии карантина на банки, трудностях клиентов и прогнозах относительно финансовых рынков.
Как социальная изоляция повлияла на работу банка в последние два месяца?

Прежде всего поменялся формат управления. Для внутренних коммуникаций и общения с клиентами доступна только удаленная форма работы. В некоторых случаях этот формат приводит к улучшению: определенные решения ускоряются и, как следствие, становятся более эффективными. Однако удаленный формат не заменит живое общение полностью.

Кроме того, появляются новые задачи: банкам необходимо оперативно имплементировать новые решения правительства и регулятора. Текущая ситуация по-разному отражается и на сегментах присутствия банков. Соответственно, необходимо пересматривать модели продаж и модели оценки рисков. В свою очередь, клиентам необходима корректная информация по их сделкам и портфелям. Для этого активно работают колл-центры и другие формы информирования. Однако весь спектр влияния изоляции нам еще предстоит узнать.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Какие клиенты банка сейчас испытывают наибольшие трудности?

Первыми, кто сразу почувствовал, что настали кризисные времена, стали предприниматели, которые зависели от мобильности и физического расположения бизнеса. Также вопрос выживания вышел на первый план для компаний, в которых не предполагается большой запас ликвидности, а расходы на персонал и аренду остаются.

Российское правительство включило в перечень первоочередной поддержки юридические лица — компании с выручкой менее 500 млн руб. Сложившаяся ситуация, безусловно, сильнее всего ударила по малому бизнесу. Большинство средних и крупных компаний, по нашему мнению, пока имеют запас прочности и способны выполнять свои обязательства не только перед банками, но и по текущей деятельности.

С каким запросом чаще всего обращаются клиенты в банк «УРАЛСИБ»?

Основные запросы касаются реструктуризации кредитов. В СМИ было объявлено, что и физлица, и юрлица могут воспользоваться налоговыми каникулами и реструктуризацией. И клиенты хотят знать о возможности перенести платежи, чтобы сохранить наибольший запас и чувствовать себя комфортно.

Как банк помогает клиентам помимо реализации госпрограмм?

Банк старается максимально быстро имплементировать госпрограммы. Также у нас есть собственные программы реструктуризации. Многие из них предполагают облегченную форму обслуживания клиентов на период самой острой фазы, чтобы у них было время найти возможности для компенсации затрат в будущем.

Кроме того, мы оказываем информационную поддержку: даем детальные разъяснения условий программ, требований документов, последствий решений, потому что реструктуризация или кредитные каникулы в ряде случаев могут привести к тому, что суммарная нагрузка, удлиняясь во времени, возрастет. Этот вопрос требует детального разъяснения и обсуждения с клиентами.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
А как вы оцениваете нынешние макроусловия? Что показывают стресс-тесты финансового положения банка?

Сегодня нет недостатка в макропрогнозах. Практически все существующие прогнозы могут реализоваться с той или иной степенью вероятности. У банка «УРАЛСИБ» есть и собственные сценарии возможного развития. Однако не вижу пользы в озвучивании еще одного варианта.

Хотел бы акцентировать внимание на том, как относиться к этим прогнозам.

Во-первых, в стрессовой ситуации важно понимать, что принятие решения зависит не только от базового, т. е. наиболее вероятного, прогноза, но и от того, насколько действия могут быть разрушительными для бизнеса в реализации других, менее вероятных, сценариев. Мы, например, регулярно проводим стресс-тесты. Они показывают, что банк готов и к текущей ситуации, и к нежелательному, но возможному ее ухудшению.

Во-вторых, мы видим беспрецедентные действия властей, которые пытаются смягчить экономические последствия. Это ощутимо меняет прогнозы. Однако многие меры показывают свою результативность в краткосрочном плане и в то же время могут ухудшить долгосрочные последствия. Эта разница между краткосрочными и долгосрочными эффектами еще не всегда непонятна.

При построении прогнозов обычно мы пользуемся нашим пониманием взаимосвязи между различными макро- и финансовыми показателями. Они выработаны в моделях и статистически подтверждены. Однако сейчас эти взаимосвязи меняют свой характер. Многие предсказательные моменты, которые раньше работали, существенно изменили свою силу. Я думаю, что это новый баланс. Просто мы пока об этом балансе и взаимосвязях мало знаем.

Кроме того, актуальные экономические прогнозы зависят от медицинского фактора. Мы задаем вопросы: не вернется ли динамика заражения после снятия карантинных мер? когда появится вакцина и насколько она будет действенна? Придет ли вторая, а то и третья волна заболевания? Ответы на эти вопросы могут изменить действия властей, а следовательно, и экономические прогнозы. Надеюсь, что в ближайшие один-два месяца мы получим некую определенность и сможем перейти к более конкретному представлению своих прогнозов.

Как пандемия изменит российские банки?

Думаю, что мы усовершенствуем свои адаптивные способности. Многие признают, что банковская система к этой ситуации подошла в гораздо лучшей форме, чем в 2008 и 2014 годах. Это значит, что мы сделали выводы после прошлых стрессовых событий и стали сильнее.

Также мы изменим свои управленческие модели. Я вижу возможности удаленной работы, однако это не абсолютный инструмент. На этапе, когда требуется выработать решение, например в ходе брейншторминга, дистанционный формат неэффективен.

Кроме того, мы получим новый опыт. В апреле мы стали свидетелями отрицательных цен на некоторые активы. Может быть, в будущем нас ждут и кредиты по отрицательным ставкам? Очевидно, что нас ждет новая реальность…