Второй этап: хитроумные способы
В 1618—1625 годах в денежное производство включаются местные дворы Великого Новгорода, воссоединенного с Русским государством, и Пскова. Объем чеканки на них по сравнению с Москвой был относительно невелик, да и выпуск копеек в столице значительно сократился. Это свидетельствует о сложной финансовой ситуации, возникшей в государстве: выкуп старой, тяжеловесной, монеты для перечеканки ее в новую, легкую, уже не мог приносить необходимого количества серебра, как ранее.
Недостаток сырья для чеканки, с одной стороны, и необходимость пополнения казны — с другой, обусловили возврат к практике понижения веса монеты, столь распространенной в Смутное время. На протяжении семи лет вес копейки снизился до 0,48 г.
Кроме того, правительство нашло еще один хитроумный способ эксплуатации монетной регалии. Был возрожден монетный двор в Ярославле, на котором стали чеканить копейки, по внешнему виду практически не отличавшиеся от московских, но имевшие очень низкий вес — около 0,42 г — и часто пониженную пробу. Ярославская чеканка, несомненно, содержалась в тайне, и отчеканенные здесь монеты должны были восприниматься населением как полноценные.