БИЗНЕС-ТРЕНДЫ
КИТАЙ:
ХИТ СЕЗОНА
Можно ли выстроить прибыльный бизнес по готовым схемам и почему выгодно работать с Китаем, объясняет Екатерина Ковпак, преподаватель Университета бизнеса банка «УРАЛСИБ», эксперт по бизнес-коммуникациям с Китаем, предприниматель, партнер и финансовый директор образовательного проекта, автор курса для женщин.
Екатерина Ковпак
преподаватель Университета бизнеса банка «УРАЛСИБ»,
эксперт по бизнес-коммуникациям с Китаем
Лампа Аладдина

Мнение, что «китайское» означает «дешевое» и «некачественное», стремительно устаревает. Сегодня крупнейшие международные бренды не стесняются работать с Китаем, потому что это больше чем просто выгодное производство. Возможности Поднебесной позволяют молниеносно масштабировать практически каждый бизнес, и это справедливо как для импорта, так и для экспорта. Любой бизнес базируется на продаже товаров и услуг — напрямую или опосредованно. Большая часть этих товаров, особенно легкой промышленности, производится в Китае. Говоря про рынок СНГ, мы можем смело оперировать цифрой 80% - именно такая доля принадлежит товарам made in China. И давайте не забывать, что объем электронной коммерции в Китае почти в три раза больше американского рынка.

Китай сегодня — это этакая «лампа Аладдина», которая исполняет желания: здесь можно купить и произвести абсолютно любой продукт, который нужен рынку. Фактически одна страна способна удовлетворить любой потребительский спрос быстро и бюджетно, особенно в сравнении с производствами в странах Европы.
До старта

Может сложиться ошибочное мнение, что работа с Китаем — эдакий мед и золото на счетах. С одной стороны, это действительно так. Для того чтобы стартовать, нужно оформить не так много бумаг, плюс есть множество фирм и консультантов, помогающих это сделать. Еще 10 лет назад консалтинг юридических и логистических вопросов был на порядок ниже.

Существуют готовые схемы и алгоритмы, по которым сотни людей по всему миру зарабатывают деньги. Вам стоит только выбрать, что вызывает интерес: аксессуары, посуда, товары для животных, текстиль или электроника. Есть проверенные поставщики, есть алгоритмы работы с лицензирующими компаниями, таможней — допустить ошибку становится очень сложно.

Большинство людей, которые узнают про эти схемы и алгоритмы, просто боятся сделать первый шаг и поверить, что это действительно возможно. Ведь нас учили, что зарабатывать деньги нужно тяжелым трудом, а большие доходы — большие проблемы.

Те, кто хочет попробовать, но нуждается в поддержке и кураторстве, приходят к нам на обучающие программы и достигают отличных результатов, которыми мы гордимся. Нередко наши ученики становятся нашими партнерами.

Конечно, как и во всем хорошем, в коммуникации с китайским рынком следует быть аккуратным и учитывать некоторые особенности.
Китайская грамота

Я придерживаюсь концепции, что работа с Китаем должна идти через посредников — людей и компании в самой Поднебесной. Очень важно иметь контроль внутри страны. Если вы заказчик какой-то партии товара и находитесь далеко, у фабрики возникает большой соблазн отложить ваш заказ и заняться другим или сделать частично некачественный товар. А когда есть менеджер, который каждый день приходит в офис и напоминает директору о договоренностях, — это уже правильный подход. Если у вас тоже будет такой человек, есть гарантия, что ваш заказ не отложат и не отдадут соседям, которые, как кажется китайцам, делают «такой же» товар. И еще дополнительно проследят за качеством прямо на производстве.

К сожалению, в вопросах качества китайские коллеги могут быть не самыми надежными партнерами: то, что для нас будет очевидным дефектом, для них может быть незаметным или незначительным изъяном, за который вам могут предложить скидку. Другой вопрос, что скидка вас не спасет, так как бракованный товар никто не купит.

Наши граждане часто стараются сэкономить и работать напрямую, но это приводит к тому, что становится просто невозможно повлиять на китайскую сторону. И по факту вместо экономии можно получить большие проблемы со сроками и качеством.

Второй момент, который важно учитывать при работе с Китаем, — быстрое развитие технологий. В стране проводится несколько крупных выставок в год, где можно найти интересные товары для продажи, поставщиков в регионе, удобном с точки зрения логистики, а также заключить контракты и просто набраться идей и вдохновения. Если выбирать только работающие схемы и проверенные товары для продажи, то можно снизить риски неудачи, но никто не отменяет и супертрендовые товары. Поэтому своим ученикам я всегда напоминаю про необходимость отслеживания тенденций — что называется, держать нос по ветру.

Сейчас есть два крупных основных направления: роботизация и электрификация. Китайцы запланировали стать державой № 1 по производству роботов и робототехники к 2025 году, и это о многом говорит. Электрификация автомобилей также развивается семимильными шагами: в Шэньчжэне не только личные авто заменяются на электро-, но и все такси. Автопроизводители один за другим стали выпускать электромобили, а отели в спешном порядке строят заправки-зарядки для таких машин. Мировой спрос на такие автомобили огромен, и Китай — лидер в технологиях: они умеют работать быстро и адаптироваться.