ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

ИНФЛЯЦИЯ: СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ

Сегодня об инфляции говорят много как никогда, и не только в России. В экономически стабильных, казалось бы, США и Европе цены обновляют исторические рекорды 30−40-летней давности. Почему растет инфляция и от чего это зависит?
По оценке Росстата, с начала года по 15 апреля потребительские цены в России выросли на 11,05%, а инфляция достигла 17,62%. В США, по данным министерства труда страны, инфляция в марте составила 8,5% против 7,9% в феврале — и это максимум за последние 40 лет.

Мировая экономика была подорвана затянувшейся пандемией нового коронавируса, а в феврале — марте рост инфляции усилился из-за геополитических факторов. Впрочем, взлеты и падения бывают и в условиях относительной стабильности, однако обычному человеку не всегда легко понять, от чего они зависят.

Инфляция — это априори устойчивый рост цен в течение какого-то периода. Он может быть высоким или низким, но это все равно рост. В нашей стране официальный уровень инфляции определяет Росстат. Порой мы удивляемся цифрам, которые он озвучивает: нам кажется, что они занижены, потому что ценники в магазинах говорят об обратном. Однако инфляция — это не наше субъективное восприятие изменения стоимости одного или нескольких продуктов, а вполне четкая методология расчетов.
Цены на одни товары могут расти, на другие — снижаться, а на третьи — оставаться на прежнем уровне. Инфляция — усредненный показатель. Для того чтобы определить ее официальный уровень, Росстат анализирует стоимость так называемой потребительской корзины. В нее входят около 500 самых разных товаров и услуг — от пакета молока до билета в кино. Этот набор формируется ежегодно после изучения товаров и услуг, наиболее востребованных среди жителей страны или отдельного региона. Например, если значительная часть населения в течение года чаще покупала рис и гречку, то именно они вой­дут в потребительскую корзину в категории «крупы», а киноа в расчет брать не будут. То же самое касается техники, развлечений, одежды, обуви, стройматериалов, игрушек, туристических путевок и т. д. Когда меняются предпочтения потребителей, меняется и состав корзины: так, в последние годы в нее включили смартфон и электронный тонометр.

Стоимость потребительской корзины каждый месяц разная. Это изменение и отражают цифры официальной инфляции.
Для того чтобы рассчитать официальную инфляцию, анализируют порядка 500 товаров и услуг

Своя корзина

Если вы тратите на товары, которые привыкли покупать, с каждым месяцем все больше, а Росстат утверждает, что инфляция снижается, не торопитесь возмущаться. Причины могут быть разными.

Во-первых, ваша личная потребительская корзина может отличаться от усредненной. Например, вы предпочитаете не гречку, а киноа или не едите курицу, а покупаете много экзотических овощей и фруктов.

Во-вторых, уровень инфляции отличается в разных регионах. Если вы живете в курортном городе, то в сезон цены там могут быть заметно выше, чем в среднем по стране.

В‑третьих, вы можете обращать внимание на два-три продукта, доля которых в официальной потребительской корзине мала, и изменение их стоимости мало повлияет на общую статистику. К тому же резкий рост цен даже на один популярный товар сильно врезается в память, и вам кажется, что подорожало все. Так, в июне 2017 года произошел краткосрочный скачок цены на картофель, так как запасы предыдущего года закончились, а новый урожай еще не поступил в продажу. Уже через пару месяцев картофель подешевел, но в памяти осталось именно подорожание.
Посчитать личную инфляцию можно по аналогии с официальной: собрать свою потребительскую корзину, ежемесячно суммировать расходы на товары и услуги в ней и сравнивать динамику цен. Скорее всего, цифры будут отличаться от статистики Росстата, но связь между ними все-таки есть. Вы поймете это, если проанализируете свои расходы за несколько месяцев или лет: когда падает официальный уровень инфляции, снижается и ваш личный, и наоборот.

Какой бывает инфляция

Низкая — до 6% в год. Комфортна и для потребителей, и для предпринимателей. Позволяет экономике развиваться. Именно такой уровень стараются поддерживать в большинстве стран.

Умеренная  — 6−10% в год. Опасна тем, что может выйти из-под контроля и перейти в высокую.

Высокая (галопирующая)  — 10−100% в год. Создает нестабильность, люди и компании не могут планировать свое будущее.

Гиперинфляция — цены растут на сотни и тысячи процентов, в особо тяжелых случаях люди отказываются от денег и переходят на бартер. Обычно гиперинфляция возникает в период тяжелых кризисов и вой­н. В постсоветской России рекордно высокая инфляция была зафиксирована в 1992 году — более 2500% в год.

Дефляция — отрицательная инфляция. Цены не растут, а снижаются. Развитие экономики останавливается, потребители перестают покупать товары в надежде, что они еще больше подешевеют. Компании из-за этого сворачивают производство.

Источник: проект «Финансовая культура» ЦБ РФ

В тесной связке

Возникает вопрос: зачем определяют официальный уровень инфляции? Дело в том, что в экономике все взаимосвязано. Для ее развития нужны два фактора: низкая инфляция и высокий внутренний валовой продукт (ВВП).

Чем ниже темпы роста цен, тем больше возможностей у государства и компаний для того, чтобы строить долгосрочные планы развития науки, технологий, производственных мощностей и т. п.

При выстраивании своей стратегии все экономические субъекты учитывают официальные данные по инфляции: добывающие предприятия, производители и продавцы — когда устанавливают цены на сырье, услуги и товары; правительство — при индексации тарифов ЖКХ и повышении пенсий и пособий; банки — при разработке условий по депозитам и выдаче кредитов.

Поэтому, чтобы поддержать стабильность экономики, многие центральные банки стремятся контролировать уровень инфляции в своей стране. Этот процесс называется таргетированием: ЦБ сообщает, какой показатель инфляции считает оптимальным, и проводит денежно-кредитную политику таким образом, чтобы приблизить рост цен к обозначенной цифре. Недавнее повышение ключевой ставки ЦБ — мера, направленная в том числе и на сдерживание инфляции. Конечно, сейчас наша страна находится в беспрецедентных условиях, и целевой показатель инфляции 5−6% на этот год, объявленный в начале февраля, стал недостижимым. Как следует из макроэкономического опроса Банка России, проведенного в марте, инфляция в 2022 году составит 20%, а ВВП упадет на 8%.
Высокая инфляция — это плохо и для людей, и для бизнеса, и для страны в целом
ВВП — второй важный показатель состояния экономики. Это суммарный доход от всего того, что произведено в стране. Чем он выше, тем богаче страна.

Если говорить об отдельном человеке, то о его благосостоянии мы можем судить по внешним признакам: большой дом, автомобиль престижной марки, возможность покупать брендовую одежду и отдыхать на дорогих курортах и т. п.

Благосостояние целой страны оценить сложнее. Для этого и существует ВВП. Когда его подсчитывают, суммируют доходы от всего, что можно перевести в рыночную стоимость: и выращенную на полях пшеницу, и концерт рок-исполнителя.

Пример. Раз в месяц Ольга Андреевна ходила в салон красоты делать маникюр у мастера Инны и оставляла в кассе по 1500 руб., внося свой вклад в ВВП страны. Однажды за Ольгой Андреевной заехал сын Павел, и у них с Инной возникла взаимная симпатия. Через год молодые люди поженились, и девушка стала делать маникюр свекрови бесплатно. Таким образом, ВВП страны сократился на 1500 руб. в месяц.
Помимо общего ВВП, существует ВВП на душу населения, то есть суммарный доход страны, поделенный на количество ее жителей. Очевидно, что усредненный показатель не может отражать благосостояние всех. Одно дело — общий доход 100 тыс. руб. на семью из двух человек, и совсем другое — те же деньги на пятерых. Или вы зарабатываете 500 тыс. руб., а ваш сосед — 20 тыс., но в среднем оба вы получаете по 260 тыс. руб. Как следствие, в странах, где наблюдается большой разрыв между доходами разных групп населения, при росте ВВП богатеет лишь малая часть людей, а на жизни среднестатистического гражданина это сказывается мало.

Подсчитывают также и мировой ВВП — сумму показателей внутреннего валового продукта всех стран. Эту нужно для того, чтобы оценить состояние мировой экономики. Кстати, почти 2/3 мирового ВВП приходится на долю стран, где центробанки контролируют инфляцию.

Причины роста

Есть несколько причин для роста инфляции. Иногда они действуют изолированно, а иногда, как сейчас в нашей стране, — совокупно.

Повышение спроса. Люди массово начинают скупать какие-то товары, производители не успевают за спросом, в итоге возникает дефицит и растут цены. Так было, например, с медицинскими масками и антисептиками в начале пандемии, но бизнес смог быстро перестроиться, и вскоре цены снизились.

Снижение предложения. Сегодня из-за ограничений, введенных многими странами на поставку продукции в Россию, и из-за сбоев в логистических цепочках возникает нехватка отдельных товаров. Кроме того, растут издержки, связанные с перевозками, и они также закладываются в конечные цены.

Ослабление курса рубля. Импортные товары закономерно дорожают из-за снижения стоимости национальной валюты.

Высокие инфляционные ожидания. Бизнес и люди ждут, что цены будут расти и дальше, поэтому стремятся успеть закупить все нужное впрок. Компании запасаются сырьем, люди — товарами и продуктами. И это, в свою очередь, подстегивает инфляцию.

Лучший сценарий

Высокая инфляция — это плохо и для людей, и для бизнеса, и для страны в целом. Граждане скупают товары, чтобы потратить деньги, которые обесцениваются. Компаниям и правительству сложно прогнозировать дальнейшее развитие экономики, тем более что высокая инфляция обычно малопредсказуема. Особенно сильно в такой ситуации страдают люди с невысокими фиксированными доходами. У них нет возможности обезопасить свое финансовое будущее с помощью вложений в недвижимость или жить на проценты с вкладов, поэтому высокую инфляцию часто называют налогом на бедных.

Идея заморозить цены в условиях рыночной экономики тоже не лучший вариант: в этом случае полки магазинов быстро опустеют и наступит эпоха тотального дефицита. Кроме того, пострадает качество, так как производители будут снижать издержки, чтобы продавать продукцию по невысоким ценам.

Стабильная невысокая инфляция — лучший способ поддержать покупательную способность денег. При таком сценарии можно планировать жизнь на годы вперед как гражданам, так и государству: копить, строить, инвестировать, запускать бизнес-проекты без опасений за свои доходы и сбережения.
Алексей Девятов,
главный экономист Банка Уралсиб:
Полагаю, что по итогам этого года инфляция достигнет 28−30%. Это произойдет в результате ослабления курса руб ля и дефицита значительной части импортных товаров. Мы уже стали свидетелями резкого повышения цен на автомобили и запчасти к ним, на электронику и бытовую технику, моющие и чистящие средства, медикаменты, а также на отдельные продукты питания. В дальнейшем цены продолжат расти, в том числе и на отечественные товары. При этом основным фактором инфляции станет именно негативный шок предложения в сочетании с удорожанием логистики многих товаров. Тем не менее гиперинфляции ждать не стоит благодаря грамотным действиям ЦБ РФ. Однако оборотной стороной мер Банка России по сдерживанию инфляции станет углубление спада в экономике нашей страны. Конечно, снизить инфляцию могло бы насыщение российского рынка потребительскими товарами, но этого не стоит ожидать в краткосрочной перспективе. В следующем году потребительский рынок придет в относительное равновесие, а темпы инфляции снизятся до 8−10%.