БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Разбор стартапов

Директор по инновациям Банка Уралсиб Дмитрий Гришин рассказывает, какими принципами руководствуется банк при отборе стартапов, и представляет два перспективных проекта.

За последние три года в Уралсибе сформировался особый подход к работе с инновациями. В его основе заложен главный принцип: инновации — это коммерциализация изменений. Каждое событие на рынке, будь то изменение в регулировании или появление новой технологии, создает новые возможности. Поэтому один из главных критериев в отборе проектов — наличие у решения измеримого полезного эффекта. Мы реализуем инновационный проект, только если он улучшит клиентский опыт, увеличит выручку банка, снизит расходы и т. п.

Каждый месяц к нам в дирекцию поступает более пятидесяти заявок от самых разных стартапов, лучшие решения мы представляем на питче инновационных проектов, который проходит в конце каждого месяца.

В дополнение к уже традиционным питч-сессиям мы решили создать новый формат — разбор стартапа. Это позволит нам поделиться со всеми читателями журнала накопленной экспертизой о состоянии рынка инноваций, а заодно дать актуальную подборку передовых ИТ‑решений.

В нашем первом материале мы расскажем о двух стартапах, показавших инновационный подход в работе с банками. Мы постарались выбрать два максимально разных проекта и подготовили для вас формат короткого профиля проекта, выбрав только самое важное:

  • Speaktor — демонстрирует уверенное применение GPT‑технологий в анализе клиентского опыта банков и уже готовится к пилотированию в Уралсибе;
  • KeyPay — отвечает на вызовы времени и предлагает крайне необычный и востребованный сегодня способ переводов за рубеж.
Для нас крайне важны ваши отзывы на материал. В связи с этим я и вся команда дирекции инновационного развития iLab оставляем наши контакты — будем рады обратной связи и предложениям о сотрудничестве. Последнее особенно важно, так как, если вы руководитель и понимаете, что описанный продукт отвечает вашим запросам, мы сможем организовать все необходимые встречи и организовать быстрый и эффективный пилот проекта в вашем подразделении благодаря процедуре FastTrack.

Наши контакты: ilab@uralsib.ru

Дмитрий Гришин, директор по инновациям

Проект: Speaktor от компании HumanTouch

Способен ли генеративный искусственный интеллект кратно улучшить клиентский опыт, сократив при этом трудозатраты? На этот вопрос отвечают создатели системы сбора и аналитики голосовых сообщений «Спиктор», под брендом которой на рынок выходит студия цифровых коммуникаций Human Touch.
Каждый месяц в дирекцию по инновациям поступает более 50 заявок от стартапов. Лучшие решения рассматриваются на питчах инновационных проектов, которые проходят в конце каждого месяца

Что делает

Решение позволяет покрыть 100% коммуникаций банка с клиентом, работая как ретроспективно — с базами аудиозаписей кол-центров и сети отделений, так и «в прямом эфире» — с помощью автоматизированного сбора и анализа информации в системе «Спиктор». В процессе анализа система транскрибирует записи, проводит разметку в соответствии с заданными KPI чек-листа. Сервис способен суммировать диалоги, трактовать смыслы разговоров, проводить полностью автономную классификацию клиентских обращений по теме и результату, в том числе отмечая тональность и оценивая соответствие речи сотрудника заданному скрипту.

Для этого команда проекта объединила классические методы семантического анализа текста для оценки степени положительности с инновационными методами анализа звучания речи в применении к разным проблематикам оценки степени удовлетворенности, правдоподобности и эмоциональности звучания речи.
ROMAN SAMBORSKYI/SHUTTERSTOCK/FOTODOM

Зачем это банкам

Причина 1. Огромный поток данных о клиенте невозможно обработать вручную и с помощью классических ML‑методов.

  • Банки всегда собирали максимум информации о взаимодействии с клиентом во всех каналах коммуникации, от форм обратной связи на сайте и в приложении до личного общения с сотрудниками фронт-­офисов.
  • Все эти данные призваны помочь улучшить клиентский опыт с помощью классификации обращений и проверки качества обслуживания.
  • Однако анализ и категоризация все еще проходит вручную, из-за чего глубинной обработке подвергается меньше 5% собранной базы знаний.

Причина 2. Потребность в централизованном анализе каналов коммуникации с клиентом.
  • Система «Спиктор» способна в режиме единого окна обрабатывать обращения из всех каналов, от формы обратной связи на сайте (текстовые и аудиосообщения) до аудиозаписей из кол-центров и сети отделений.
  • Выгрузка аналитического отчета по каждому каналу во временных и категориальных разрезах позволяет централизованно управлять клиентским опытом и отслеживать эффективность решения проблем пользователей.

Причина 3. Выше удовлетворенность клиентов — больше доверия.
  • Увеличение охвата обрабатываемых данных позволит добиться двух ключевых целей, способных улучшить клиентский опыт — качественной приоритизации проблем клиента в разных каналах коммуникации и более высокой эффективности сотрудника линии поддержки.

Почему мы считаем это важным

Нам нравится технологическая начинка проекта — большие языковые модели обещают банкам прорыв в сфере обслуживания клиентов, и обработка обращений уже сейчас кажется плодотворным трудом в плане дообучения нейросетей под будущие роботизированные и сложные коммуникации с пользователем.

Пока цель среднесрочной перспективы — добиться качественного роста эффективности управления клиентским опытом, кратно сократив трудозатраты сотрудников, вручную осуществляющих глубинный анализ диалогов, и обеспечив централизованную систему аналитики для менеджеров.

История проекта: HumanTouch была основана в 2012 году. В 2022 году компания представила систему «Спиктор», а в январе 2023-го вывела продукт на рынок.

Запрос на инвестиции: в настоящий момент проект публично не заявлял о поиске инвестиций.
LERBANKBBK22/SHUTTERSTOCK/FOTODOM

Проект: KeyPay от компании Text'nPayMe

Клавиатура. Когда вы в последний раз думали о ней?

А вот проект KeyPay смог переосмыслить ее предназначение. Под этим брендом на российский рынок выходит компания Text’nPayMe — выпускник международного акселератора 500 Global.

Что делает

Команда проекта разработала виртуальную клавиатуру, которая позволяет инициировать оплату и переводы в тот момент, когда вы с кем-то общаетесь. Не надо никуда переходить: можно написать «отправить», всплывает push-уведомление, после чего достаточно подтвердить оплату своей биометрией.

Ранее банки пробовали организовать банкинг в мессенджерах, так что спрос на такие решения есть. Роскомнадзор запретил выводить платежные методы в мессенджеры недружественных стран. В список попали и WhatsApp, и Telegram. Наличие такого запрета дает KeyPay преимущество перед платформами чат-ботов: клавиатура позволяет инициировать перевод в любом мессенджере, а его бэк локализирован в России, что обеспечит исполнение регуляторных норм.

Встроенные платежи — это удобно. Меньше движений для оплаты — правильно уловленный тренд. Вспомним о картах: начали платить, прикладывая карту, и затем перешли на оплату смартфоном.

Дополнительным стимулом поставить клавиатуру является заявленная возможность оплатить зарубежные сервисы — от онлайн­игр до лицензий и подписок.

Зачем это банкам

Причина 1. Конкуренция за daily banking нарастает.

  • Сейчас на одного банковского клиента в среднем приходится три карты. При этом дебетовка для банков, как правило, или убыточна, или едва прибыльна.
  • Лояльность клиента низкая: деньги между своими счетами в разных банках через СБП утекают легко и быстро, сейчас лимит бесплатных переводов между своими счетами — 30 млн руб. в месяц.

Причина 2. Клиенты: привлечь и удержать.
  • Клиенты с дебетовками — база для продажи кредитных продуктов. Клиентов надо как-то привлекать и удерживать, и такие фичи, как клавиатура KeyPay, помогут за счет удобства и новых сервисов.
  • Важно запустить «привязывающие» типы платежей. По мере того как клиент будет привыкать платить таким способом, вероятность его отказа от этого решения снижается (например, оплата картой в приложении агрегатора такси).

Причина 3. Больше денег клиентов — выше доходы.
  • Комиссионный доход от оплаты пользователями зарубежных сервисов.
  • Удобный способ оплаты, значит, его чаще используют, а средняя сумма остатков на одного клиента напрямую зависит от количества совершаемых операций.
  • Больше денег на счете клиента, значит, выше доходы банка от их использования. На такие пассивы банк не начисляет процент. По оценкам ЦБ РФ, в 2018—2020 годы 25% прибыли до налогообложения всего банковского сектора формировалось благодаря таким дешевым пассивам банков.

Почему мы считаем это важным

Нам нравится ключевая идея проекта: «Текст, видео, картинки, эмоции — вы можете делиться этим в одно касание. А теперь и деньгами».

Если KeyPay действительно даст возможность платить за рубеж, это будет мощный аттрактор привлечения для самых транзакционно активных клиентов, за которых идет борьба.

Банкам это понравится: кто первый внедрил клавиатуру KeyPay, тот и обеспечил переток клиентов и их средств к себе.

История проекта: проект основан в феврале 2022 года, затем прошел акселерацию в 500 Global.
В Россию вышел в августе 2023 года.

Запрос на инвестиции: в настоящий момент проект публично не заявлял о поиске инвестиций.

Читайте также