ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Многоходовки от мошенников

Несмотря на многочисленные публикации в СМИ и предостережения банков и правоохранительных органов, доверчивые граждане продолжают попадаться на уловки мошенников. Наряду с опробованными схемами преступники стали использовать и более изощренные.
TIERNEYMJ/SHUTTERSTOCK/FOTODOM

Псевдоинвестиции

Большую прибыль за короткий срок предлагают псевдоинвестиционные компании, действуя через сообщения в мессенджерах или используя агрессивную рекламу в соцсетях и интернете.

Особо креативные злоумышленники для достоверности приглашают человека в офис. Там на его глазах «неожиданно» один из инвесторов под ликование окружающих совершает крупную сделку и получает баснословную прибыль. Конечно, потенциальной жертве не говорят, что игра проходит в биржевом симуляторе. Заразившись атмосферой успеха, человек вкладывает деньги якобы в ценные бумаги, а на самом деле — безвозвратно отдает их злоумышленникам.

  • Критически относитесь к крайне щедрым предложениям о быстром заработке. Хотите инвестировать — заводите брокерский счет в известных финансовых организациях.
Вадим Уваров,
директор Департамента информационной безопасности Банка России:
Информацию о предотвращенных мошеннических операциях банки нам направляют с начала этого года. Это нужно для того, чтобы оценить эффективность принимаемых мер по сбережению денег наших граждан. Делать выводы пока преждевременно. Тем не менее видно, что из общего количества попыток, нацеленных на хищение денежных средств, менее 6% из них были успешными. Банк России будет и дальше принимать меры по снижению данного показателя. Например, во втором квартале мы увеличили скорость выявления сомнительных сайтов. В результате количество атак с помощью фишинговых сайтов сократилось на 40%. Несмотря на принимаемые меры, необходимо быть бдительными, сохранять свою личную и финансовую информацию. Этот простой совет поможет сберечь ваши деньги.

Источник: Банк России

Финансовые операции в банке

По данным ЦБ РФ, эта схема по-прежнему одна из самых распространенных. Клиенту звонят лжесотрудники банка, говорят, что от его имени производились ­какие-либо финансовые операции. Информацию может сообщить и голосовой помощник «банка» с просьбой нажать 1 или 2 в зависимости от того, совершал ли человек такие действия. После этого звонок переключают на специалиста, разумеется, подставного, который выманивает платежную информацию или дает указания, что делать дальше.

Легенды могут быть разными: «на ваше имя взяли кредит», «ваши данные в банковском приложении изменились», «с вашего счета списаны средства», «вашей банковской картой только что расплатились в таком-то магазине» и др.

В 2023 году все чаще мошенники стали ссылаться на операции с помощью QR‑кода. От имени сотрудников банка они говорят, что им поступил запрос на снятие средств, а для отмены просят прислать QR‑код. С его помощью они и выводят деньги со счета жертвы.

  • Никогда не сообщайте финансовую информацию, коды из СМС, пароли от учетных записей и не пересылайте QR‑код из банковского приложения, кем бы ни представился собеседник и какие бы убедительные доводы он ни приводил. Не совершайте никаких действий с банковскими картами и счетами по указаниям незнакомцев.

Защитила от мошенников

Министр внутренних дел по Республике Башкортостан Александр Прядко наградил клиентского менеджера Банка Уралсиб Лилию Ямалетдинову.

Она предотвратила мошенничество в отношении 87-летней уфимки, которая едва не отправила аферистам 800 тыс. руб. своих накоплений.

Пенсионерке поступил звонок от лжесотрудницы банка, которая под предлогом сохранения денежных средств предложила перевести имеющиеся у женщины 800 тыс. руб. на «безопасные» счета. Пенсионерка поверила мошеннице и направилась в отделение банка для выполнения требований. Однако внимательная сотрудница Банка Уралсиб Лилия Ямалетдинова обратила внимание на странное поведение клиентки. В ходе беседы специалист поняла, что бабушка попала под влияние злоумышленников и собирается перечислить им свои накопления. Попытка мошенничества была пресечена.

Источник: пресс-служба МВД Республики Башкортостан

Звонок из Центробанка

Мнимые сотрудники ЦБ РФ сообщают человеку о подозрительных действиях по его счету.

Так, в середине августа 81-летней пенсионерке из Москвы позвонила неизвестная, представившись специалистом из Центробанка. Она сказала, что в Сбербанк обратилась девушка с доверенностью, чтобы обналичить средства со счетов пенсионерки. Поскольку женщина доверенность не оформляла, ей посоветовали снять средства и передать их курьеру-инкассатору ЦБ РФ, который переведет их на безопасный счет. Она так и сделала. Подобный сценарий повторялся трижды с разницей в два дня, пока пенсионерка не лишилась всех средств — более 8 млн руб.

После повышения ключевой ставки мошенники стали обзванивать россиян и предлагать вклады с повышенной доходностью и кешбэком от Госуслуг и ЦБ РФ. Они просят пройти проверку персональных данных, сообщить коды из СМС, логины или пароли для входа в учетную запись банковского приложения. А после того как получают доступ к счету, перестают выходить на связь.

  • Кладите трубку сразу же, когда слышите, что вам звонят из Центробанка.

Лже-Telegram

По словам старшего контент-аналитика «Лаборатории Касперского» Ольги Свистуновой, в два первых летних месяца было зафиксировано более 334 тыс. попыток перехода российских пользователей на ресурсы, мимикрирующие под Telegram. На них людей обычно просят ввести номер телефона, код подтверждения или навести камеру на QR‑код — именно эти данные и нужны злоумышленникам для кражи аккаунта. Полученный доступ они могут использовать для различных целей, в том числе для кражи конфиденциальных данных или шантажа.

Опрос на деньги

Аферисты могут звонить с предложением пройти роботизированный маркетинговый опрос в тональном режиме. Клиента просят нажимать на ту или иную цифру в зависимости от ответа на вопрос. Мало того что человек сообщает вполне небезобидную информацию (о составе семьи, доходе, наличии какого-либо имущества в собственности и пр.), так еще и становится объектом социальной инженерии. Понимая, что человек доверяет таким звонкам, мошенники впоследствии постараются выманить у него сведения о банковских картах или счетах.

  • Не участвуйте в телефонных опросах, которые проводят неизвестные организации. Если очень хочется посодействовать развитию какой-то компании с помощью соцопроса, не поленитесь перезвонить по ее официальному номеру и уточнить, действительно ли звонок поступил оттуда.
Если человек пытается подшутить над злоумышленниками или оскорбляет их, то рискует пострадать от ответных действий. Например, в прошлом году номера людей, которые разыгрывали телефонных мошенников, в дальнейшем использовались последними в качестве подменных — во время звонков другим абонентам. В результате позже шутникам начинали звонить жертвы реальных злоумышленников с требованиями вернуть деньги.
Дмитрий Галов,
эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского»

На связи – коллега

Эксперты «Лаборатории Касперского» сообщили об участившихся целевых атаках, когда злоумышленники представляются коллегами, вызывая таким образом больше доверия.

На первом этапе человеку приходит сообщение в мессенджере — как от знакомого контакта (со взломанного заранее аккаунта), так и с неизвестного номера (в этом случае незнакомец представляется сотрудником той сферы, где работает потенциальная жертва). Пользователя предупреждают, что скоро к нему обратятся представители правоохранительных органов по важному делу, и рекомендуют не игнорировать звонок.

Вскоре с человеком связываются якобы сотрудники полиции или ФСБ, настойчиво призывая к сотрудничеству и убеждая в социальной значимости взаимодействия. На третьем этапе подключаются подставные представители банка, чтобы заставить его перевести свои деньги на определенную карту, а также взять кредит и, например, положить на счет через банкомат. В некоторых случаях зло­умышленники, якобы для помощи, могут даже убедить человека купить отдельный телефон и SIM‑карту и выключить личное устройство. Таким образом, они прилагают максимум усилий, чтобы жертва не общалась с близкими и не сорвалась с крючка.

«В июле мы увидели всплеск инцидентов с подобным сценарием. На ставшие уже многим знакомые легенды „представителей службы безопасности банка“, „звонок от правоохранительных органов“ люди перестают реагировать. Ссылка на профессиональную деятельность — нестандартный подход. Она усложняется тем, что атака начинается с сообщения в мессенджере якобы от знакомого или сотрудника той же сферы, а также тем, что злоумышленники постоянно меняют канал связи и переводят общение с одного контакта на другой», — комментирует Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского.

  • Будьте бдительны, получая подозрительные сообщения в мессенджерах даже от знакомых. При малейшем сомнении свяжитесь с коллегой по другому каналу.
KRAKENIMAGES.COM/SHUTTERSTOCK/FOTODOM

Спонсирование терроризма

Мошенники активно используют текущую повестку, играя на опасениях граждан.

Начиная с прошлого года россиянам стали поступать звонки якобы из полиции с сообщениями о том, что с их счетов переведены средства в пользу Вооруженных сил Украины или террористической организации. Их пугают уголовной ответственностью, избежать которой можно, только выполнив все требования «полицейских».

Так, «Вечерняя Москва» сообщает о случае, когда 41-летней москвичке позвонил неизвестный и сообщил, что с ее счета переведено 100 тыс. руб. в пользу ВСУ. Чтобы избежать уголовного наказания, мошенник предложил женщине снять все сбережения со счета и перевести их по указанным реквизитам. Испуганная москвичка так и сделала. После того как поняла, что ее обманули, она обратилась в полицию.

  • Не поддавайтесь на ложные обвинения в спонсировании терроризма.

Фейковое похищение

МВД в начале июня предупредило о новой многоэтапной схеме со сложными психологическими манипуляциями. Сначала человека убеждают в том, что на его имя мошенники оформляют кредиты и предлагают принять участие в операции по их задержанию. Цель — завоевать полное доверие жертвы и затем управлять ее поведением под предлогом заботы о безопасности.

После того как гражданин переводит мнимым правоохранителям все свои накопления, начинается второй этап. Ему сообщают, что мошенники узнали о том, что он помогает правоохранительным органам, и собираются мстить.

«Доверчивых людей убеждают покинуть место постоянного проживания, прервать общение с родственниками и друзьями, сменить телефон и SIM‑карту, скрыться в гостинице или съемной квартире в другом населенном пункте. После этого их родственникам поступают сообщения о якобы имевшем место похищении с требованием заплатить выкуп. Иногда потерпевших склоняют к тому, чтобы записать голосовое сообщение или видеообращение к родственникам с просьбой выполнить все поступающие указания», — говорится в сообщении МВД.

По такой схеме действовали преступники, когда была якобы похищена супруга бывшего первого заместителя министра обороны Александра Колмакова. В конце мая задержали подозреваемого, участвующего в афере. Он смог убедить женщину в том, что ее семье угрожает опасность, вынудил снять деньги со счета и уехать из Москвы. Одновременно он начал звонить ее мужу и требовать выкуп, если тот хочет увидеть жену живой и здоровой. Александр Колмаков обратился в полицию, позднее его супругу нашли в съемной квартире.

«Используемые схемы общения могут меняться, — предупреждают в МВД. — Объединяет все уловки то, что они маскируются под специальные операции правоохранительных органов либо так или иначе связаны с проведением СВО».

  • Имейте в виду, что полиция по телефону никогда не просит граждан участвовать в спецоперациях.

Борьба с мошенниками (апрель – июнь 2023 года)

  • Количество предотвращенных мошеннических операций выросло почти в 2,5 раза.
  • Банки отразили более 6,5 млн атак на счета клиентов против 2,7 млн кварталом ранее.
  • Как следствие, мошенники не смогли похитить 911 млрд руб.
  • Мошенники совершили 279,7 тыс. операций на сумму 3,6 млрд руб.
  • Размер ущерба по таким операциям сократился на 6% в сравнении со средним значением за предшествующие четыре квартала, хотя количество таких операций увеличилось на 28,5%.
  • Банк России инициировал блокировку 276,8 тыс. телефонных номеров, которые использовались для обмана людей.
  • Выявлено 8056 сомнительных сайтов, сведения о которых переданы в Генеральную прокуратуру и регистраторам доменных имен для последующей блокировки.
  • Число фишинговых атак сократилось почти на 40% по сравнению со средним значением за предыдущие четыре квартала.
Источник: Банк России

Новые способы убеждения

В последнее время жертвам обмана не просто звонят с незнакомого номера, а используют мессенджер, устанавливая в качестве фотографии вызывающего абонента логотип какой-либо организации. Таким образом, у потерпевшего может сложиться впечатление, что к нему обращаются работники банка или государственного учреждения.

Кроме того, войти в доверие мошенники пытаются с помощью видеозвонков. На экране они могут показать кабинет с символикой той или иной структуры, а собеседник изобразит типичного офисного работника и представится сотрудником этой организации.

Читайте также