Аналитика

Уровень финансовой грамотности россиян

По данным исследования, которое аналитический центр «НАФИ» проводил в феврале 2024 года, доля россиян со средним и высоким уровнем грамотности достигла 70%.
Индекс финансовой грамотности (диапазон измерений — от 1 до 21 балла) россиян уверенно рос с 2018 по 2022 год. В текущем году он в целом сохранил свои позиции, хотя анализ частных индексов, из суммы которых складывается общий показатель, демонстрирует улучшение отдельных навыков и поведенческих установок граждан.

«Знания»: отражает понимание базовых свойств финансовых продуктов, инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности.

«Навыки»: показывает умение принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни.

«Установки»: отражает ориентацию на достижение долгосрочных финансовых целей, понимание необходимости соблюдать разумный баланс трат и сбережений.
Индекс финансовой грамотности (диапазон измерений – от 1 до 21 балла) россиян уверенно рос с 2018 по 2022 год. В текущем году он в целом сохранил свои позиции, хотя анализ частных индексов, из суммы которых складывается общий показатель, демонстрирует улучшение отдельных навыков и поведенческих установок граждан.

«Знания»: отражает понимание базовых свойств финансовых продуктов, инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности.

«Навыки»: показывает умение принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни.

«Установки»: отражает ориентацию на достижение долгосрочных финансовых целей, понимание необходимости соблюдать разумный баланс трат и сбережений.
Исследования показывают планомерный и уверенный рост правильных установок и знаний россиян о финансах, однако навыки распоряжения деньгами по сравнению с прошлы­ми замерами несколько проседают.
Молодежь и подростки
Молодые люди в возрасте от 14 до 24 лет — представители поколения альфа и зумеры — демонстрируют в целом грамотное финансовое поведение и ответственное отношение к финансам.

66% стараются строить планы на будущее и задумываются о своем финансовом положении.

27% признаются, что живут одним днем. Чаще такая установка встречается среди подростков и молодых людей из семей с низким уровнем дохода (в два раза выше среднего).

89% понимают, что финансовая устойчивость человека или семьи непосредственно связана с наличием денежных накоплений. Для них важно иметь финансовую подушку безопасности. Чем выше благосостояние семьи, тем выше молодые люди ценят наличие накоплений (93% против 79% среди тех, кто проживает в семье с низким уровнем дохода). Также чаще об этом говорят россияне из городов-миллионников (94%), девушки и работающая молодежь (по 90%).

65% разделяют рациональный подход к покупкам и согласны покупать только то, что действительно необходимо. Более рационально тратят деньги зумеры (70%) и представители семей с низким уровнем дохода (89%). Менее рационально — подростки (60%) и молодежь из Москвы и Санкт-Петербурга (55% против 65% в целом по России).

42% подростков, представляющих поколение альфа, и молодежи из числа зумеров предпочитают покупать брендовые товары. Чаще об этом говорят юноши (50% против 37% девушек), а также альфа-подростки (45% против 39% среди совершеннолетних россиян от 18 до 24 лет). Молодые зумеры, в свою очередь, чаще выражают готовность приобрести желаемый товар в кредит (29% против 17% среди подростков, которые гипотетически выражают такую возможность), особенно те, кто проживает в семьях с низким уровнем дохода (37%).
Людмила Спиридонова,
исполнительный директор аналитического центра «НАФИ»:
За последний год мы увидели укрепление финансово грамотных установок, а также знаний россиян, понимания соотношения риска и доходности финансовых продуктов. Однако без наличия навыков их практического использования сохраняются риски снижения уровня финансовой грамотности. Важно в образовательные инициативы включать спектр различных практико-ориентированных заданий, которые позволят сформировать и закрепить финансовые навыки, а также помогут увидеть реальный эффект от их использования. Молодые люди в силу своей неопытности демонстрируют более низкий уровень финансовой грамотности по сравнению с представителями более старших возрастных групп. Например, подростки подвержены спонтанным покупкам, а ребята постарше готовы взять необдуманный кредит. Зачастую подобные установки и поведенческие практики формируются в семье и школе, в ходе активной социа­лизации человека. Установки на финансово грамотное поведение важно прививать с детства, делать это системно на базе школьного образования, чтобы с юного возраста молодые люди учились управлять своими деньгами.

Читайте также