БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Долговое финансирование бизнеса

Старший вице-президент по кредитованию и инвестициям блока корпоративного и малого бизнеса Банка Уралсиб Алексей Арифулин стал одним из спикеров стратегической сессии «Эксперт РА», где обсуждались вопросы долгового финансирования бизнеса.
SHUTTERSTOCK/FOTODOM
Алексей Арифулин
старший вице-президент по кредитованию и инвестициям блока корпоративного и малого бизнеса Банка Уралсиб

Алексей, скажите, пожалуйста, какие вопросы обсуждались на мероприятии.

Мое участие было связано с секцией, посвященной долговому финансированию субъектов МСП. Обсуждали вопросы банковского кредитования и привлечения финансирования через выпуск облигаций.

Многие банки сохраняют активный интерес к кредитованию сегмента МСБ, изучают рынок и меняют процессы для работы с заемщиками.

По данным Банка России, кредиты субъектам МСП приросли на 31% за последние 12 месяцев и составили 9,3 трлн руб. Несколько спикеров, и я в их числе, усомнились в объективности данных по размеру рынка. По моей оценке, объем кредитования сегмента малого бизнеса (основной сегмент по количеству предприятий) составляет несколько сотен миллиардов рублей, а сегмент среднего бизнеса — от 2 до 4 трлн руб. В то же время не вызывают вопросов перспективы роста рынка на уровне 20−30% ежегодно.

Выпуск облигаций как альтернатива кредитованию: в чем его преимущества?

Размеры рынка кредитования МСБ (9,3 трлн руб., по данным Банка России) значительно превышают размер выпущенных такими компаниями облигаций (около 65 млрд руб.), однако некоторые заемщики отдают предпочтение публичному рынку. Основными причинами являются следующие факторы:

  • облигации не предполагают длинного списка ограничений и обязательств эмитента (ковенант);
  • не требуется обеспечение залогом, которого часто недостаточно для привлечения финансирования у банков, или такой залог требует долгого оформления.
В своем выступлении на форуме «Стратегическая сессия российского долгового рынка» Алексей Арифулин рассказал о структуре рынка кредитования МСБ и проанализировал поведение заемщика с точки зрения выстраивания наиболее результативного диалога и взаимодействия с банком
Насколько долговое финансирование актуально и востребовано сегодня на рынке, у какой категории клиентов?

Сложно подобрать объективную оценку востребованности. Всегда найдутся клиенты, которые скажут, что им отказали в кредите или предложили невыполнимые условия. Также есть клиенты, которые не пользуются долговым финансированием. Если обратить внимание на показатель проникновения кредитования, то, по нашим экспертным оценкам, в сегменте микропредприятий один субъект из десяти пользуется кредитными продуктами, а в сегменте среднего бизнеса — четыре из десяти компаний. Но это не значит, что востребованность в сегменте микропредприятий ниже. На каждой стадии развития бизнеса соотношение использования собственных и заемных средств меняется. Как правило, увеличение деловой активности, в том числе выражающееся в росте доходов, приводит к росту использования долговых источников финансирования.

Что Уралсиб может предложить клиентам в плане долгового финансирования?

Уралсиб предлагает для малого и среднего бизнеса классические продукты кредитования: овердрафты, возобновляемые и невозобновляемые кредитные линии, факторинг.
Каким требованиям клиент должен соответствовать, чтобы получить такое финансирование? Как происходит процедура получения?

Требования к клиентам и процессы получения средств весомо отличаются в зависимости от типа продукта и суммы требуемого финансирования. Например, по небольшим овердрафтам банк сам рассчитывает лимит и предлагает его заемщику. А процесс кредитования на цели приобретения оборудования или недвижимости состоит из нескольких этапов от момента получения информации о бизнесе клиента (при необходимости проводится оценка залога и т. д.) до выдачи средств.

Насколько велики риски банков при предоставлении долгового финансирования, в чем они заключаются?

В настоящее время каждый десятый заемщик сегмента МСБ имеет просроченную задолженность. Это не значит, что каждый год банки теряют 10% от выданных кредитов. При этом качество кредитов МСП в топ‑30 банках значительно выше, чем у банков вне топ‑30: на 1 февраля 2022 года уровень просроченной задолженности — 4,8% против 23,4%.

В среднем для банков с хорошо развитыми оценкой и управлением кредитными рисками ежегодные потери по заемщикам в этом сегменте находятся в пределах 1−2% от суммы кредитного портфеля.
Были ли другие важные темы, которые не попали в пленарную сессию, но обсуждались участниками в кулуарах?

Мне удалось поучаствовать в дискуссии по вопросу разделения банков, кредитующих МСБ, на две большие когорты.

Первая — банки, которые работают по традиционному процессу кредитования (получение заявки от клиента, получение информации от потенциальных заемщиков, подготовка анализа, принятие решений, оформление залогов по соответствующим продуктам), который может занимать несколько недель. Обычно такие банки для принятия решений применяют стандартные модели скоринга/рейтингования и расчета лимита кредитования, которые в значительной степени используют данные от заемщика.

Вторая — банки, которые собрали и обработали информацию обо всех клиентах целевого сегмента на рынке, сформировали полностью или частично предодобренные предложения еще до обращения клиента за кредитом. Такие банки используют скоринг на этапе подачи заявки, который в основном полагается на фискальные данные или данные по кредитной истории, получаемые от третьих сторон, и данные из открытого доступа. После выдачи уже используется поведенческая модель оценки риска. В таких банках средняя сумма выдаваемого кредита ниже, но и процесс выдачи проходит быстрее, и количество клиентов растет опережающими темпами.

Читайте также