БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Практика и стажировки в Банке Уралсиб

В последние несколько лет эксперты в сфере управления персоналом все чаще упоминают новый тренд со знаком минус — дефицит сотрудников. Об их нехватке говорят промышленники, строители, работники сельского хозяйства. Не обошла стороной эта тенденция и финансовый сектор. Ситуацию с кадрами компании решают по-разному: усиленно привлекают новых специалистов, разрабатывают и внедряют улучшенные управленческие инструменты, повышают престиж отрасли в глазах школьников и выпускников, создают собственные программы для студентов. Уникальный по своим характеристикам проект, позволяющий восполнять кадровый резерв, разработали эксперты Банка Уралсиб. Они запустили онлайн-платформу «Уралсиб.Ускорение», которая предлагает инновационную программу стажировок, объединяя студентов, образовательные организации и банк как потенциального работодателя. Рассказывает руководитель группы сопровождения программ практик и стажировок Банка Уралсиб Анастасия Наследникова.
Фото: Банк Уралсиб
С нулевой точки
Уралсиб — один из крупнейших российских банков федерального уровня с региональной сетью, покрывающей 47 регионов страны. Такая развитая сеть присутствия требует привлечения большого количества персонала: в банке открыто множество вакансий в 150 городах присутствия, из которых достаточно большой процент — это позиции начального уровня, не требующие опыта работы. То есть нужен стабильный поток молодежи, чтобы эти стартовые позиции перекрывать. Вопрос: где их брать?

На протяжении десятилетий Банк Уралсиб принимал на практику студентов, но каждый регион делал это самостоятельно, по сути, централизованного подхода не было. Как правило, процесс строился следующим образом. Образовательная организация или студент выходили на связь с сотрудником банка, направляя запрос на прохождение практики или стажировки. А дальше два сценария: либо сотрудник передавал обращение HR BP, и уже тот решал, что делать со студентами дальше, либо сотрудник просто не знал, куда обратиться, и на этом процесс обрывался, а студенты и вузы оставались в неведении, свяжется ли кто-нибудь с ними.

Ключевые проблемы этого процесса очевидны:
  • Отсутствие единого входного окна для студентов. Большой пласт желающих просто не доходил до практики или стажировки, а те, кто доходил, теряли около месяца на оформление.
  • Отсутствие единого формата взаимодействия со студентами для всех регионов присутствия банка. Не было ни общих правил, ни инструментов, которые могли бы использовать сотрудники.
  • Большая нагрузка на HR бизнес-партнеров, которые разрывались между своей работой и потоком студентов в пиковые периоды, что сказывалось на выполнении других задач.
  • А самое главное — отсутствовала единая база данных студентов, взаимодействовавших с банком, они не аккумулировались в кадровый резерв, мы просто теряли с ними связь после завершения практики.

По сути, весь вклад банка в студентов не конвертировался в наем. И когда нам были нужны специалисты на начальные позиции, мы шли в холодный поиск, стараясь найти выпускников. А большинство из них уже работали к моменту окончания обучения. И работали, увы, не у нас. Было понятно, что нужно выходить на связь с потенциальными кандидатами еще в период их учебы и плавно и методично подводить их к трудоустройству на протяжении нескольких лет.

Нам необходимо было решить три ключевые задачи.

Первая (самая сложная) — организовать входящий поток: нужно понимать, какой есть запрос со стороны студентов и учебных заведений, где мы можем собирать этот запрос, как обрабатывать и анализировать.

Вторая — наладить взаимодействие с бизнесом по распределению этих студентов.

И наконец, третья — выстроить процесс коммуникации с самими студентами, чтобы они приносили пользу банку в рамках своих практик или стажировок, а после оставались в наших базах. Иначе говоря, привлечь ресурсы для закрытия операционных и текущих задач подразделений и сформировать ранний кадровый резерв.
Воронка для студента
Тогда мы поставили перед собой цель разработать стратегию системного взаимодействия со студентами в период их обучения. Стремились выстроить следующую воронку: точка входа — практика — стажировка — трудоустройство. Такой путь позволяет нам быть в контакте со студентами и вести их от парты до рабочего места.

Точкой входа стала разработанная нами платформа «Уралсиб.Ускорение», которая имеет простой и понятный интерфейс и перекрывает различные потребности целевой аудитории. Любое взаимодействие со студентами мы начинаем с их регистрации на платформе.

Там они создают свой личный кабинет, где можно подать заявку на прохождение практики или стажировки, откликнуться на открытые вакансии, пройти обучающие курсы, принять участие в бесплатных вебинарах от экспертов по актуальным темам.

Благодаря запуску платформы мы решили две ключевые проблемы: организовали единое входное окно для запросов студентов, а также получили релевантную базу теплых контактов, агрегированную в едином кадровом резерве.

Вторая ступень — практика. Очень важный этап, который можно использовать с максимальной отдачей как для банка, так и для студента. Есть интересные исследования, которые говорят о том, что примерно для 60% студентов практика была чисто формальным процессом — они где-то числились, но ничего не делали либо были закреплены за кафедрой в вузе, помогая разбирать там бумажки. А ведь студентов можно неплохо использовать для выполнения текущих операционных задач подразделений, параллельно погружая их в процессы компании и формируя лояльность к своему бренду. В среднем за период обучения студент проходит 4−5 практик продолжительностью от 2 недель до 3 месяцев. А значит, если вы стабильно предоставляете ему возможность для прохождения практической подготовки на базе вашей компании, то к моменту выпуска он будет иметь уже примерно 4−6 месяцев работы у вас. Он будет понимать внутренние процессы, обрастет связями с коллегами и будет иметь представление о корпоративной культуре и принципах взаимодействия.

К тому же для самого студента такое погружение проходит более плавно. Кандидаты выбирают проверенные пути. Исследования показывают, что 16% выпускников для дальнейшего трудоустройства выбирают место прохождения практики, то есть если мы наращиваем количество практикантов, растет и число трудоустроенных после.

Динамика роста числа практикантов говорит сама за себя. Если до внедрения платформы банк принимал 70−90 студентов в год, то в 2023 году практику в Уралсибе прошли более 500 человек, в 2024-м — уже 970 (очно и онлайн).
До внедрения платформы банк принимал 70–90 студентов в год. В 2023 году практику в Уралсибе прошли более 500 человек, в 2024-м – 970
Конечно, прием такого количества практикантов стал возможен только благодаря автоматизации процессов. Студенты подают заявку на практику через платформу, мы можем сразу видеть и обрабатывать их, что значительно сокращает время на взаимодействие с ними через телефоны и почты. К слову, если раньше процесс оформления на практику занимал около месяца, то сейчас на него уходит не больше недели.

Третий этап воронки — стажировка. Многие компании используют этот инструмент при работе с молодежью, но зачастую подбор стажера становится такой же сложной задачей, как подбор уже опытного специалиста.

По результатам первых лет работы платформы мы убедились, что наиболее эффективный подход — качественная проработка уже имеющейся теплой базы. В нашем случае акцент делается на гарантии трудоустройства при успешном прохождении стажировки плюс опоре на все ту же теплую, уже даже горячую базу, которая формируется за счет привлечения студентов на платформу.

Фото: Банк Уралсиб
Экономика проекта
В 2023 году по итогам отбора на летние стажировки больше половины (53%) финалистов пришли к нам через платформу «Уралсиб.Ускорение». Остальные были закрыты через агрегаторы, взаимодействие с учебными заведениями и размещение вакансий на внешних платформах. При этом можно сравнить экономику нашей платформы и платформы по поиску работы в разрезе привлечения кандидатов на стажировки.

На поиск через агрегаторов мы потратили 17 500 руб. + около 250 часов работы рекрутера. Это дало нам 19% финалистов. На рассылку по базе студентов мы потратили 0 руб. и 1 час работы сотрудника. И это дало нам 53% финалистов! С учетом этого акцент в 2024 году делался именно на пополнение базы платформы, чтобы хантить напрямую оттуда, без привлечения агрегаторов, несущих значительную финансовую нагрузку.
Фото: Банк Уралсиб
Также мы видим, что на рынке мало кто оценивает инвестиции в молодежь с точки зрения текущей эффективности. Многие компании смотрят на программы для студентов и выпускников только с позиции вклада в бренд работодателя в будущем.

Мы же хотим работать с молодыми уже сейчас. Внутри банка мы разработали подход к оценке эффективности программ практик и стажировок: сравниваем вклад, который вносят практиканты и стажеры, с тем, сколько бы нам стоило привлечь для такой работы сотрудников с рынка. По итогам I квартала 2025 года экономия за счет привлечения практикантов вместо штатных сотрудников составила 873  050 руб., экономия от стажеров vs штатные сотрудники — 529  950 руб.
Если говорить об экономической эффективности программы практик и стажировок в целом, то окупаемость инвестиций программы стажировок уже в первый год запуска платформы составила 103%. Окупаемость инвестиций в программу практик — 154%. В последующие годы показатель вырос, поскольку основные затраты на разработку и запуск платформы были сделаны в первый год ее работы.

Да, безусловно, даже самая лучшая стратегия не гарантирует 100-процентного результата, потому что объективно у нас нет инструментов, которые гарантируют то, что после окончания учебы студент выйдет именно к нам. А значит, нам важно работать дальше в двух направлениях: расширение воронки и улучшение качества взаимодействия.

Фото: Банк Уралсиб
ОКУПАЕМОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВОК УЖЕ В ПЕРВЫЙ ГОД ЗАПУСКА ПЛАТФОРМЫ СОСТАВИЛА 103%. ОКУПАЕМОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОГРАММУ ПРАКТИК — 154%. В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫРОС, ПОСКОЛЬКУ ОСНОВНЫЕ ЗАТРАТЫ НА РАЗРАБОТКУ И ЗАПУСК ПЛАТФОРМЫ БЫЛИ СДЕЛАНЫ В ПЕРВЫЙ ГОД ЕЕ РАБОТЫ
Итоги и перспективы
Тем не менее уже достигнутые показатели наглядно демонстрируют эффективность выбранной стратегии. Благодаря платформе мы смогли во многом автоматизировать процесс выхода на практики и стажировки, а это, в свою очередь, позволило банку принимать большее количество студентов.

Кроме того, в геометрической прогрессии растет и количество принятых в год студентов. Использование цифровой платформы для трудоустройства уже сейчас дает двукратный прирост числа претендентов на предоставляемые банком рабочие места.

По итогам 2024 года количество пользователей платформы students.uralsib.ru, которая объединяет участников программы, выросло до 6000 студентов. За прошедший год очную практику в банке прошли 574 человека, еще 296 студентов прошли практику онлайн. 65 студентов сразу же после окончания практики получили предложения о работе в Уралсибе и перешли на постоянные штатные позиции.
Программа стажировок также набирает обороты. С начала 2024 года стажировки стали круглогодичными, а выбор специализации существенно расширен — сейчас банк принимает не только экономистов, но и юристов, аналитиков, разработчиков, специалистов по работе с документами, а также представителей других специальностей. За весь год стажировку в банке прошли 69 студентов, из них 34 человека уже перешли на постоянные позиции в штат Уралсиба. Доля приема на штатные позиции после прохождения стажировки в 2024 году выросла до 46% (по сравнению с 34% в 2023 году).
Что я имею в виду, когда говорю, что мы идем дальше? Это значит, что следующие цели для себя мы уже определили, и в первую очередь в наших планах — развитие новых направлений. Мы работаем над запуском специальных обучающих проектов, которые заточены под актуальные сегменты бизнеса.

Так, в 2025 году Банк Уралсиб запустил проект USB. HUB* по работе со студентами и выпускниками в сфере ИT или аналитики. Цель программы — привлечь в банк активных молодых специалистов с высоким потенциалом и предоставить им ценный опыт интенсивного развития компетенций и навыков, а также практической работы в банковском бизнесе. Первая группа стажеров из 10 человек уже приступила к прохождению насыщенной программы.

Отбор был более чем серьезным: всего на участие в стажировке претендовали 2000 кандидатов, из них отобрали 10 финалистов, которые не только показали высокий уровень владения теорией, но и достойно представили свой опыт и презентовали себя потенциальным руководителям.

Фото: Банк Уралсиб
В ходе пятимесячной стажировки ее участники решают реальные бизнес-задачи, совершенствуют свои профессиональные и гибкие навыки, развивают свои компетенции по индивидуальному плану с помощью обратной связи от коллег и наставников, а главное, разрабатывают с нуля и в конце стажировки представляют топ-менеджерам Банка Уралсиб собственный проект. В случае успешной защиты проекта стажеры переходят в штат банка на постоянную позицию. Отмечу, что при этом участники программы получают достойный уровень оплаты труда уже с самого начала стажировки, а с завершением каждого этапа ее размер возрастает. Хочу отметить, что по итогам пяти месяцев непростую, но интересную программу стажировки достойно прошли все ее участники.

Вместе с этим мы продолжим наращивать комьюнити среди студентов и укреплять тем самым наши позиции на рынке программ для молодежи. Об остальных траекториях развития и проектах расскажем по мере их реализации. И результаты последних лет нашей работы вселяют уверенность в том, что все получится именно так, как задумано.

Читайте также