ГОСТИНАЯ

Мария Кац: «Счастье имеет тенденцию множиться»

Певица, наставник, автор книг и генератор идей, Мария Кац когда-то первой представила Россию на «Евровидении». Сегодня она востребована в профессии и успешно развивает собственные творческие стартапы. О том, как противостоять профессиональному выгоранию и всегда оставаться в движении, Мария рассказала журналу «Уралсиб».
Фото: Наталия Красильникова/PhotoXPress/East News
Мария, как обычно проходит ваш будний день? Известно, что артисты обычно совы.

Как бы не так! У меня уже давно выработан свой особый график. Встаю в 8 утра, гуляю с собакой, варю кофе, завтракаю и сажусь учиться.

Вы же сами педагог! Что восполняете?

Навыки в области маркетинга и диджитал-сфере. Мне любопытно и интересно узнать, как продвигать свой продукт в современном интернет-пространстве, что особенно актуально для онлайн-школ. Поэтому сначала грызу гранит наук, а затем берусь за монтаж подкастов.

Расскажите о них, пожалуйста, поподробнее.

Мои подкасты «Песня дня» — одни из самых популярных по музыке, и это без лишней скромности. В эфире мы не только исполняем заявки подписчиков, но и стараемся выведать у гостей какие-то особенные, интересные истории, которые они никому никогда не рассказывали. А гости — это, как правило, очень уважаемые люди, которых я хорошо знаю. Мы говорим о музыке, людях, социальной среде, которая каждого из нас взрастила. И монтирую я свои выпуски сама, ведь никто лучше меня не знает, каковы главные «фишки» нашего разговора. Навыку монтажа тоже пришлось учиться, но я постигаю это современное искусство с удовольствием.

Но день еще не завершен. Что происходит дальше?

Еду на репетицию или готовлю мастер-класс. В последние годы я часто работаю на выезде. Популярностью пользуются программы для корпораций и банков по технике речи и ораторскому искусству. Ведь толковому менеджеру важно не только сгенерировать классный проект, но и красноречиво, без лишних нервов представить его партнерам. Над этим мы и работаем.

После занятий обязательно спорт! Несколько лет назад я открыла для себя скандинавскую ходьбу: беру палки и шагаю столько, сколько позволяет время. Прихожу домой вся в мыле, а это значит, что кардиотренировка состоялась, что очень полезно для циркуляции крови, питания мышц и костной ткани. Словом, движение — это жизнь!

Если перед занятиями в РГСУ, где я преподаю уже много лет, остается время, стараюсь не терять его зря: поработаю над новой песней или поучу роль. А после работы тихий ужин с близкими, сериальчик — и спать, потому что завтра снова рано вставать. Правда, этот распорядок действует только в те дни, когда нет концертов.

А когда концерты?

Тогда день немного перекраиваю. Середину дня оставляю на саундчек — проверку звука. И конечно, ложиться приходится гораздо позже, что мне, кстати, гораздо больше свойственно — да, я сова, сова! (Смеется.) Просто давно приучила себя ради сохранения энергии в «неконцертные» дни ложиться в одиннадцать вечера.

Вы преподаете в вузе. Как удается ладить с коллективом, наставлять студентов и выполнять кучу бумажной работы?

Тот же секрет: все должно быть в радость, в том числе и работа. Я преподаю в вузе уже десять лет. Он очень престижный. Казалось бы, у каждого огромное эго, но нет, у нас чудесный коллектив. Здесь настоящие единомышленники, помогающие друг другу. И ректор понимает, как важно в большом вузе поддерживать светлую атмосферу. Нам удалось создать невероятно крутой хор, притом что у меня не «артистическая» кафедра: мы обучаем педагогов социальной культуры, а моя миссия — учить людей петь. Ученики прекрасные, поющие. Я стараюсь им помогать и даже по возможности трудоустроить и сама благодаря им многому научилась.

Административная работа при правильном руководстве делается быстро. Просто нужно соблюдать свои должностные обязанности и делать все вовремя, как ни назидательно это звучит. (Смеется.)

Многие преподаватели не упускают случая повысить квалификацию. Что вы делаете, чтобы быть в тренде?

Читаю много специальной литературы. Мне ведь приходится не только преподавать, но и писать статьи, и делать это на фоне концертов и гастролей. Это миф, что у артистов праздное времяпрепровождение. Прибавьте необходимость ухаживать за собой, чтобы соответствовать публике. И здесь спасает вышеупомянутый выстроенный режим. На определенном этапе ты понимаешь, что без него уже не можешь. Да и не надо. Подчеркиваю: я занимаюсь только тем, что люблю. Значит, и выстроенную собственными силами систему люблю тоже.
Ваши моноспектакли — это, кажется, особый вид искусства. Расскажите, где и когда сможем вас увидеть на сцене.

В конце каждого месяца, в 20-х числах, я играю в постановке «Чудесные несчастные женщины». Там раскрываю образы фемин — от Бабы-яги до Царицы ночи, которых объединяет одно: им пока не посчастливилось встретить своего мужчину. Это и арии, и монологи отрицательных персонажей, истории судеб.

Кто придумал проект, написал реплики, выступил в роли режиссера?

Монологи написала я сама, Саша Прокопович придумал музыкальные репризы и аккомпанирует мне, а поставил все это действо Алексей Франдетти. Они у нас такие милые, добрые, очаровательные хулиганки получились! И все очень разные. В общем, приходите посмотреть.

Фото: Вадим Тараканов/ТАСС

У вас всегда много интересных коллабораций. С кем вы сейчас работаете?

Очень активно — с оркестром Святослава Текучева. Нас связывает длинная джаз-роковая история. И на подкасте «Песни дня» мы втроем и зажигаем: я, Прокопович и Слава. Есть еще концерты «Песни дня», на которых весь зал встает и поет вместе с нами песни, которые мы все знаем и любим.

А где пишете подкасты?

Хороший вопрос. Изначально я хотела делать это дома у рояля, но соседи постоянно что-то сверлили, и мы опасались звукового брака. Поэтому пишемся в студии Владимира Осинского, где уютная атмосфера, и подкаст получается таким ламповым. А концерты «Песни дня» проходят со зрителями, и они могут прислать нам свое видео, где поют наши песни. Если видим, что человек активный, можем его пригласить на сцену. Мы открыты и интерактивны!
Фото: Алексей Филиппов/РИА НОВОСТИ
Кем все это финансируется?

В основном моей семьей и друзьями. Низкий им поклон! Конечно, мы всех упоминаем в титрах и радуемся тому, что в последнее время пошли запросы на интеграцию. Может, по крупицам начнем что-то зарабатывать. Пока же это чистой воды стартап, но, судя по всему, удачный. Нам приносят фидбэк, а это высшая оценка.

Ваша дочь Серафима Кац, талантливая певица и автор, изначально шла по «цифровому» пути, умело представляя свои релизы на современных платформах. Как она расценивает мамины эксперименты?

Полностью поддерживает. Сима действительно дитя своего времени, но она с удовольствием принимает участие во всех моих проектах, выходит на сцену вместе со мной и другими блистательными исполнителями. Я очень ею горжусь, она мой соратник и друг, но в первую очередь, конечно, любимая дочь. Она невероятно продуктивна: каждый месяц выпускает новый релиз, сама делает аранжировки, и я очень надеюсь, что у нее будет большой прорыв. Помимо прочего, Серафима просто красивый и совершенно отдельный, целостный человек. Во многих аспектах жизни она опытнее меня, и я с удовольствием у нее учусь.

Существует ли в области искусства то, на что вы не пойдете даже за большие деньги? Каковы ваши творческие личные границы?

Большая сцена требует большого компромисса. Когда ты пребываешь в подростковом максимализме, то, конечно, воздвигаешь рамки. А повзрослев, понимаешь, что принести радость публике тоже успех, и это не менее почетно, чем победить в конкурсе. И компромисса-то никакого нет. Скажи мне юной, что я буду петь «Фраер, толстый фраер» моего любимого Александра Яковлевича Розенбаума, я бы так удивилась! Где я и где… Нет-нет, это не снобизм! Просто так жизнь складывалась: мои приоритеты — рок, ритм-н-блюз, фанк. И вот я спела, а трек стал вирусным! А когда несколько месяцев назад взялась за трофимовское «Я скучаю по тебе», тоже завирусилось. Артисту необходимо быть нужным, понимаете? Все работают, чтобы жить, а мы живем, чтобы работать. Такое у нас топливо.

Получается, вы очень гибкий человек?

Я человек думающий, анализирующий. Многие убеждения, которые были присущи мне еще 5−10 лет назад, поменялись. И планетарные события, которые происходят с нами, тоже помогают расти. Менять мнение по зрелому размышлению — это нормально, это тест на взрослость.

Насчет мнения: вы давно эксперт в области международных конкурсов, первопроходец «Евровидения» от России. Что скажете о прошедшем недавно «Интервидении»?

Начну с визуального контента — он выше всяких похвал. Эти современные телевизионные «фишечки», дополненная реальность, графика — безупречно и невероятно красиво. Продюсерам Первого канала не отказать, конечно, в прекрасном вкусе. Что касается музыкального контента, почти все песни были очень самобытные, каждая действительно несла культурный код своей страны: это и национальный костюм, и самоидентификация. Тоже здорово!

Кто из участников больше всех зацепил?

Мне очень понравились Казахстан, Китай, Узбекистан. Огромное удовольствие доставил последний номер программы — попурри на самые любимые песни. Я считаю, это просто грандиозно. Резюмируя вышесказанное, конкурс, если не брать в расчет мелкие технические недочеты, прошел просто здорово, а музыкальный продакшен и видеоряд так и вовсе безупречны. Успеха проекту и, конечно, продолжения!

А каковы ваши творческие планы? Ждать ли нам в обозримом будущем новый альбом?

Планирую выпустить новую песню. Но я никогда не бездействовала: все время выпускаю синглы, постоянно что-то сочиняю. Сегодня больше озадачена перезапуском онлайн-видеокурсов для тех, кто хочет прокачать вокально-речевые навыки и побороть страх публичных выступлений. Бывая на форумах и конференциях, часто вижу, что докладчики, серьезные управленцы, не умеют себя подать.

А сами разве не волнуетесь перед выходом на сцену?

Волнуюсь дико! Это, кстати, нормально. Вот когда этого куража (главное, чтобы не мандража!) нет, тогда можно заподозрить профессиональное выгорание. Волнение же нужно уметь переключить: учитесь договариваться со своим телом! Существуют действенные методики и техники. Вы, например, знали, что страх публичных выступлений — второй по силе после страха потери близкого человека? Вот, а мы вынуждены постоянно его преодолевать. Мы — это артисты, а также люди бизнеса, адвокаты, юристы. Причины сомнений в себе тоже бывают разными: кому-то его голос кажется некрасивым, и речь рассыпается, не начавшись. С этим можно работать. Или голос все время «болеет» — это когда ты его нещадно эксплуатируешь. У лектора, например, к концу дня просто нет сил говорить. Мы все живем в мире звукообразующих профессий. Для каждого, кто хочет быть убедительным, есть свой курс. Нужно просто собой заниматься. Неразрешимых проблем в этой области почти нет.

Напоследок вопрос из области экономики, раз уж у нас банковский журнал. Вы скорее транжира или инвестор?

Копить не умею. Но мой папа Лева учил меня иметь три конверта. В один откладывать на необходимые траты (транспорт, квартплата, связь, еда), во второй — на здоровье и крупные покупки, а в третий — на отпуск, потому что ресурс нужно восполнять. Не скажу, что я прямо так организована, чтобы следовать папиной рекомендации, но я убеждена, что надо вкладывать в себя и детей, в навыки, в обучение, в необходимое оборудование. Я не формирую инвестпортфель, сегодня у меня все уходит в подкасты.

Но могу сказать, что деньги любят щедрость — не путать с транжирством.

А что не любят?

Излишнюю скромность: она кратчайший путь к безвестности. Мы таким путем не пойдем! Не нужно стесняться озвучивать стоимость своего труда. И не забывайте делать подарки тем, кто вам дорог, ведь счастье имеет тенденцию множиться. Как вам такие дивиденды?



Фото: Архив Фотобанка/FOTODOM

Беседовала Анна Чистоделова

Читайте также