Заметили ли вы какие-то изменения в конкуренции среди банков в работе с автодилерами в последние два года?
Мы видим жесточайшую конкуренцию, жесточайшую по нескольким причинам. Во-первых, происходит консолидация отрасли. Во-вторых, как я уже говорила, сегмент автокредитования с точки зрения возврата на капитал оказался крайне интересным. Мы видим огромные темпы роста у ряда крупных банков. Если рынок в среднем вырос в 2 раза, то 3−4 банка выросли за год более чем в 3,5 раза.
Действительно ли скорость одобрения так важна при работе с дилерами сегодня?
Если бы меня спросили об этом полгода назад, я бы сказала, что ключевой критерий — это скорость одобрения. Но я лично проехала по 10 разным дилерам и поговорила с кредитными отделами, чтобы узнать из первых рук, как они принимают решение. Конечно, дилер заинтересован в быстром одобрении заявки, но он не бежит сразу оформлять кредит в первом банке, который одобрил кредит клиенту. Дилеру важно получить набор решений от основных банков, чтобы выбрать максимально выгодные как для клиента, так и для самого дилера параметры.
Однако после выбора банка наступает очередь следующего шага — оформления сделки. Если этот процесс работает долго, то клиента можно потерять. Если, например, клиент пришел во второй половине дня или ближе к вечеру, то дилеры будут уже ориентироваться не на агентское вознаграждение, а на то, насколько быстро банк проведет сделку. Здесь на первое место выходит наличие безбумажной технологии, потому что первостепенная задача — сделать так, чтобы клиент уехал с автомобилем в тот же день.
Мы начали модернизировать этот процесс и в первую очередь займемся цифровизацией этапа оформления сделки и выдачи кредита, а затем уже ускорением принятия решений.
Взрывной рост, который в прошлом году показал рынок, был обеспечен отложенным спросом. Насколько этот спрос удовлетворен и какую динамику покажет сегмент в текущем году? Как Банк Уралсиб планирует развивать автокредитование?
Мы ожидаем, что рост автокредитования продолжится, но менее агрессивно, 20−30%. Такой рост будет обеспечиваться параллельным импортом, который продолжает существовать и даже растет, в том числе в сегменте новых авто, а также ростом средней стоимости автомобиля, что приведет к повышенному спросу на кредитные средства. Так что и объем рынка вырастет, и средний чек повысится.
Кроме того, я считаю, что отложенный спрос никуда не делся. Скорее, наоборот, сейчас он начнет проявляться у тех клиентов, которые привыкли менять машину каждые 3−5 лет, но в последние годы были ограничены в выборе.
В этом году наш банк делает ставку на сегмент неофициальных дилеров. Для успешного старта работы с ними необходимо достаточно серьезно скорректировать свои риск-политики, настроить антифрод-сервисы, которые позволяют бороться с мошенничеством. Однако именно в этом сегменте мы видим точку роста и по итогам года намерены показать здесь внушительные результаты.