Для всех и каждого
По статистике, в финансовом просвещении наиболее заинтересована молодежь, а взрослые люди изучают те или иные вопросы, только когда сталкиваются с необходимостью применить эти знания в работе или жизни.
Тем не менее «Стратегия-2030» ставит целью сформировать финансовую культуру у всех слоев населения, разрабатывать программы и проекты, а также способы донесения информации с учетом возрастных особенностей и потребностей отдельных групп граждан. И такие мероприятия проводятся.
В мае участники Всероссийской научнопрактической конференции по финансовому просвещению, которая прошла во Владивостоке, обсуждали лучшие практики финансового просвещения жителей отдаленных регионов, малочисленных народов Севера, вахтовиков и слабослышащих детей. Эксперты отмечали, что работа с этими группами населения требует особого внимания и подходов.
— Если мы начинали с разработки и внедрения методик доведения базовых истин и работали с тремя-пятью категориями граждан, то сейчас задачи декомпануются, не в последнюю очередь — в части аудиторий, — отметил генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) Вениамин Каганов. — Мы понимаем, что подходы к финансовому просвещению жителей мегаполисов и небольших населенных пунктов совершенно разные. Плюс у отдельных целевых групп всегда есть специфика, которую можно и нужно использовать.
Ранее в рамках V Недели финансовой грамотности в Орле провели цикл вебинаров для предпринимателей. Когда человек только начинает бизнес, ему приходится одновременно решать большое количество вопросов, с которыми раньше он вообще не сталкивался: кадры, продажи, документооборот, юридическое и финансовое сопровождение, налоговый учет и отчетность, операционная деятельность, безопасность.
— Поэтому мы собрали вопросы, автоматизация решения которых позволит ему сэкономить время, а значит, деньги, которые начинающий предприниматель потратит на основную деятельность и, если он все правильно рассчитал, раньше выйдет на безубыточность, — пояснила заместитель генерального директора АРФГ Ирина Маслова.
Свои методики требуются для работы с людьми старшего поколения. Банк Уралсиб, например, стал участником регионального этапа II Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности, приуроченного ко Дню пожилого человека. Он проходил на базе Краснодарского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова, а управляющий ДО «Центральный» филиала Южный Банка Уралсиб Николай Шайдуров был председателем жюри.
У банка богатый опыт в проведении мероприятий, направленных на формирование правильного отношения к личным финансам. Сотрудники Уралсиба активно взаимодействуют с образовательными организациями в регионах своего присутствия, придумывают новые интересные форматы работы с самыми разными возрастными аудиториями. В частности, Банк Уралсиб планирует разработать курс по финансовой грамотности для студентов, а также методичку по финансовым инструментам для создания и развития своего бизнеса.
Для работы с людьми, не имеющими финансового или экономического образования, важно выбирать правильную форму донесения информации, включая адаптивные материалы на доступном языке. Какими именно они должны быть, попробовали выяснить участники одной из сессий Московского финансового форума, где обсуждалась «Стратегия‑2030». Они провели небольшое исследование: экспертам, гостям форума и зрителям трансляции из шести вариантов предложили выбрать ключевые инструменты в формировании финансовой культуры.
Первое место в голосовании заняли продукты креативной индустрии (мультфильмы, подкасты, фильмы) — 23%. Чуть меньше респондентов (22%) выбрали сайты, соцсети и работу с лидерами мнений. На третьей и четвертой строчках с одинаковым количеством голосов (17%) расположились сервисные и обучающие мобильные приложения, а также фестивали, форумы и масштабные образовательно-просветительские акции. Традиционные методы (уроки, учебники, лекции и пр.) оказались менее популярными (12%), замыкают список дистанционные технологии образования (9%).