ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Сотрудники Банка Уралсиб предотвращают хищения средств клиентов

В прошлом году, по информации Банка России, удалось спасти от хищений у банковских клиентов 5,8 трлн руб. Однако объем украденных средств тоже внушителен — 15,8 млрд руб.
Фото: SHUTTERSTOCK/FOTODOM
Активность мошенников с каждым годом только нарастает. Наверное, нет ни одного человека, которому бы не поступал звонок от «службы безопасности банка», «Центрального банка» или «следователя Главного управления по особо важным делам». По опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2023 году 67% россиян сталкивались с подобными звонками, тогда как в 2021 году таких было 57%. И, наверное, нет ни одного СМИ, которое не предупреждало бы граждан о схемах обмана. Тем не менее люди продолжают попадаться в ловушки мошенников. Некоторым удается избежать их только благодаря бдительности банковских служащих.

Так, сотрудники Уралсиба в разных регионах за последний год предотвратили хищение средств на миллионы рублей. Вот лишь несколько примеров.

В конце января в дополнительный офис «Маяковский» Банка Уралсиб, расположенный на 2-й Тверской-Ямской улице Москвы, зашла женщина. Она подошла к платежному терминалу с пачками денег и начала заполнять купюроприемник. Все это время дама общалась по телефону и нервничала — ей не удавалось внести всю сумму быстро. На посетительницу с крупными купюрами в руках, долгое время не отходившую от аппарата, обратили внимание сотрудники.

К ней подошел главный клиентский менеджер Виталий Баринов, заподозривший неладное, и предложил внести деньги другим способом, ведь это будет удобнее. Но клиентка агрессивно отказалась общаться с представителем банка.

 — По поведению женщины стало понятно, что ее обрабатывают мошенники, которые запрещают слушать сотрудников. Да и все ее действия говорили о том, что они совершаются под диктовку третьих лиц, — вспоминает Виталий Баринов. — Пятилетний опыт работы в банковской сфере помог мне быстро сориентироваться и вспомнить психологический портрет клиентки — жертвы обмана.

Основные меры безопасности

  • Никому не сообщайте данные карт, номера счетов и коды из СМС.
  • Не включайте демонстрацию экрана на своем устройстве.
  • Не совершайте финансовое операции по чьей-либо просьбе.
  • Не переходите по ссылкам в письмах, смс или мессенджерах.
Дальнейший алгоритм действий был продиктован внутренней инструкцией. Менеджеру удалось уговорить посетительницу зайти в кабинет управляющей допофисом Елены Киселевой, вместе они смогли убедить женщину в том, что она попалась на крючок мошенников. Как выяснилось, неизвестные сообщили, что ее аккаунт на «Госуслугах» якобы взломан, а банковские счета находятся под угрозой, поэтому ей следует быстро снять деньги и перевести их на безопасный счет, что она и сделала. К сожалению, на тот момент клиентка уже успела перевести мошенникам часть суммы, но немалые деньги удалось сохранить. Когда женщина поняла, что ее обманули, сотрудники вызвали полицию, и она написала заявление о случившемся. Также в банке ей выдали все чеки об операциях для подтверждения факта перевода средств. Органами правопорядка было возбуждено уголовное дело о мошенничестве.

 — Приятно осознавать, что наши сотрудники стоят на страже интересов клиентов, проявляют неравнодушие, профессионализм и внимательность, — отметила управляющая допофисом «Маяковский» Елена Киселева.

Подобные истории в Банке Уралсиб не единичны. В ноябре 2023 года команде клиентских менеджеров и операционистов-кассиров ДО «Смоленский» в Смоленске совместно с группой безопасности по Брянской территориальной дирекции удалось выявить дроп-атаку (незаконное обналичивание чужих средств). К участию в схеме мошенники привлекали граждан, которые должны были открыть в Уралсибе дебетовые карты. При общении с ними сотрудники банка выяснили, что те совершенно не понимают цели получения карт, которые после получения должны были передать стороннему лицу. О случившемся менеджеры проинформировали службу безопасности и дирекцию по противодействию мошенничеству в информационных системах, что позволило заблокировать денежные средства. Ранее эти деньги в общей сумме около 2 млн руб. были похищены с расчетных счетов в других банках. В итоге злоумышленники не смогли использовать выданные карты и получить наличные.

В октябре 2023 года управляющая допофисом в городе Дзержинском Елена Пушкова и ведущий клиентский менеджер Людмила Пинакова смогли предотвратить получение кредита клиенткой, действующей под влиянием мошенников. Людмила обратила внимание на странное поведение женщины, которая не интересовалась условиями кредитного договора и вела себя растерянно. Заподозрив неладное, сотрудница сообщила о возможном мошенничестве управляющей ДО. Елена Пушкова сумела выстроить диалог с клиенткой и убедить, что в отношении нее предпринята попытка кражи средств. Заявка на получение кредита была приостановлена, и деньги мошенники не получили.

В апреле 2023 года благодаря бдительности работников ДО «Прикубанский» в Краснодаре и оперативным действиям службы безопасности было предотвращено хищение 9,9 млн руб. со счета VIP‑клиента банка. Неизвестный попытался через кассу офиса получить средства клиента с использованием поддельного паспорта и нотариальной доверенности. У сотрудников Уралсиба вызвало подозрение, что обратившийся не обслуживается в данном офисе, а доверенность от его имени выдана в другом федеральном округе. В момент попытки хищения средств клиент — владелец счета находился за пределами страны.

Также в октябре прошлого года пять сотрудников Банка Уралсиб получили грамоты от МВД Республики Башкортостан за предотвращение попыток мошеннических действий в отношении клиентов. Происшествия были зарегистрированы в городах Уфа, Кумертау, Учалы, Туймазы, Дюртюли, Янаул, Благовещенск и в селе Татышлы.
Фото: SHUTTERSTOCK/FOTODOM
Инструкции в действии
Общая сумма сохраненных клиентам Уралсиба средств исчисляется миллионами рублей. Такие успехи результат не только личной бдительности сотрудников банка, но и соблюдения ими четких регламентов. Служба безопасности Банка Уралсиб в конце прошлого года выпустила инструкцию по противодействию мошенничеству.

 — Конечно, такие инструкции разработаны и в других банках, но одно из наших преимуществ — хорошая исполнительская дисциплина, — говорит исполнительный директор, территориальный директор макрорегиона Москва Максим Григорьев. — Это важный момент. Инструкцию можно придумать и издать, но если сотрудники изучат ее формально, то эффекта не будет.

Максим Григорьев на примере макрорегиона Москва рассказал, как ведется разъяснительная работа. Еженедельно территориальный директор организует встречи с управляющими отделений, обращая их внимание на необходимость обязательного инструктажа клиентских менеджеров. На регулярных планерках в отделениях банка сотрудники разбирают инструкцию по пунктам и закрепляют порядок действий при подозрительном поведении клиентов.

 — Первое, что мы доносим до сотрудников, — всегда нужно смотреть на людей, которые приходят в отделение, наблюдать за их поведением, задавать вопросы. Если те подходят к банкомату и налицо четкие признаки мошенничества (а это понятно, когда клиента «ведут»), нужно к ним подходить и пытаться остановить с помощью определенных действий. Эти правила помогают сотрудникам избегать опасных ситуаций и сохранять сбережения граждан, — убежден Максим Григорьев.

Читайте также