Фото: SHUTTERSTOCK/FOTODOM
В апреле в Центре событий РБК прошла конференция «Банки. Трансформация. Экономика. 3.0», состоявшая из нескольких сессий, посвященных разным аспектам деятельности кредитных организаций в современном мире.
Открыла мероприятие сессия «Розница: в поисках баланса», где эксперты — представители ведущих отечественных банков — вместе попытались обозначить перспективы эволюции розничных продуктов на ближайший год. Модератор дискуссии, шеф-редактор и ведущий телеканала РБК Кирилл Токарев, озвучил результаты опроса, проведенного Кредитным рейтинговым агентством НКР среди крупнейших российских банков: 39% из них ожидают сохранения доходности в области массовой розницы, 36% прогнозируют снижение, и 47% оценивают этот сегмент как наименее доходный из основных.
Можно ли назвать эти ожидания умеренно пессимистичными, реалистичными или излишне оптимистичными? По словам зампреда Правления Банка Уралсиб Станислава Тывеса, руководство банка смотрит на перспективы развития банковской розницы в России умеренно оптимистично: «Мы уверены, что маржа на одного клиента будет сокращаться. Учитывая существующий сейчас уровень конкуренции за ликвидность, ставки, кешбэки и программы лояльности, в целом зарабатывать на транзакциях и пассивах не легко. Основным источником маржи для банковской массовой розницы остается именно необеспеченное кредитование».
Станислав Тывес рассказал, что в данный момент Уралсиб видит выход в увеличении клиентской базы: «Да, мы будем меньше зарабатывать на одном клиенте, а значит, клиентов нужно больше. К тому же нам нужна более широкая воронка на старте, чтобы выбирать тех клиентов, кто подойдет под критерии Центробанка по показателю долговой нагрузки и под внутренние критерии кредитной политики, и кто вообще готов брать кредиты и выплачивать их по текущим ставкам».
По словам зампреда Уралсиба, банк сейчас делает основной упор на поиск ниш для новых клиентов: «Мы сильно развиваемся в кредитных картах, по итогам 2023 года Уралсиб стал банком номер один по темпам роста кредитных карт — портфель за год вырос на 85%. Не могу сказать, что на этих кредитках мы много зарабатываем, но мы получаем воронку для последующих кредитов наличными. Кредитная карта — это daily banking-продукт: если клиент начинает пользоваться своей картой, он прикрепляет к ней всю коммуналку, везде ею расплачивается, постоянно пользуется ею в онлайн-банках: вероятность оттока очень низкая. Если условия нормальные, сдавать ее не хочется, клиент не уйдет. Для нас же это возможность видеть его кредитную историю, расходы, транзакции и делать ему оптимальное предложение как по тарифу, так и по наполнению. Кроме того, мы собираемся выходить на POS-кредиты. Считаем, что на этом рынке можно ежемесячно привлекать 50−80 тыс. клиентов».
Можно ли назвать эти ожидания умеренно пессимистичными, реалистичными или излишне оптимистичными? По словам зампреда Правления Банка Уралсиб Станислава Тывеса, руководство банка смотрит на перспективы развития банковской розницы в России умеренно оптимистично: «Мы уверены, что маржа на одного клиента будет сокращаться. Учитывая существующий сейчас уровень конкуренции за ликвидность, ставки, кешбэки и программы лояльности, в целом зарабатывать на транзакциях и пассивах не легко. Основным источником маржи для банковской массовой розницы остается именно необеспеченное кредитование».
Станислав Тывес рассказал, что в данный момент Уралсиб видит выход в увеличении клиентской базы: «Да, мы будем меньше зарабатывать на одном клиенте, а значит, клиентов нужно больше. К тому же нам нужна более широкая воронка на старте, чтобы выбирать тех клиентов, кто подойдет под критерии Центробанка по показателю долговой нагрузки и под внутренние критерии кредитной политики, и кто вообще готов брать кредиты и выплачивать их по текущим ставкам».
По словам зампреда Уралсиба, банк сейчас делает основной упор на поиск ниш для новых клиентов: «Мы сильно развиваемся в кредитных картах, по итогам 2023 года Уралсиб стал банком номер один по темпам роста кредитных карт — портфель за год вырос на 85%. Не могу сказать, что на этих кредитках мы много зарабатываем, но мы получаем воронку для последующих кредитов наличными. Кредитная карта — это daily banking-продукт: если клиент начинает пользоваться своей картой, он прикрепляет к ней всю коммуналку, везде ею расплачивается, постоянно пользуется ею в онлайн-банках: вероятность оттока очень низкая. Если условия нормальные, сдавать ее не хочется, клиент не уйдет. Для нас же это возможность видеть его кредитную историю, расходы, транзакции и делать ему оптимальное предложение как по тарифу, так и по наполнению. Кроме того, мы собираемся выходить на POS-кредиты. Считаем, что на этом рынке можно ежемесячно привлекать 50−80 тыс. клиентов».