БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Как лизинговой компании привлечь финансирование

В августе «Интерлизинг» разместил на бирже шестой выпуск облигаций. Интерес инвесторов к бумагам превзошел ожидания: компании удалось привлечь 4,5 млрд руб. при запланированном объеме 3,5 млрд руб.

О том, как лизинговому бизнесу помогают институциональные и частные инвесторы, а также о других источниках фондирования рассказывает руководитель отдела привлечения финансирования компании «Интерлизинг» Николай Алексеев.
SCIEPRO/SHUTTERSTOCK/FOTODOM
Николай Алексеев
Лизинговый сектор достаточно консервативен в источниках финансирования. Банковское кредитование остается его основой. По различным оценкам, доля участия банков в пассивах превышает 60%. Однако с 2018 года отмечается устойчивый рост размещений лизинговых компаний на рынке публичного долга.

Облигации для лизинговой отрасли являются перспективным инструментом привлечения средств. Для сохранения темпов роста бизнес нуждается в постоянном притоке капитала. На волне развития фондового рынка и появления большого количества частных инвесторов компании все чаще смотрят в сторону размещения на бирже.

Выход на фондовый рынок на начальном этапе связан для эмитента с рядом бюрократических процедур, но все они преодолимы. Для успешной работы с инвесторами необходимо получить рейтинг кредитоспособности, зарегистрировать программу выпуска облигаций и подготовить подробный проспект эмиссии. Такие трудозатраты вполне оправданы даже для относительно небольших региональных лизинговых компаний, так как облигационное финансирование обладает рядом преимуществ по сравнению с классическим банковским кредитованием.

Ключевым преимуществом является отсутствие обременений в виде залога прав по договорам лизинга, залога самого предмета лизинга, требований по поддержанию оборотов, ковенантного пакета и иных ограничений, традиционных для классического кредитования. При этом облигации дают качественному эмитенту большую вариативность по управлению ликвидностью. Сроки облигационных выпусков даже в текущей ситуации высокой неопределенности на рынке составляют 2−3 года, а по ряду первоклассных эмитентов превышают 5 лет. При стабилизации ситуации в экономике большинство эмитентов лизинговой отрасли смогут позволить себе размещение облигационных займов на 5−10 лет, что превышает доступные кредитные транши.
24 августа компания «Интерлизинг» провела сбор заявок на трехлетние облигации серии 001Р-06 объемом 4,5 млрд руб. Ставка купона установлена на уровне 13,5% годовых. По выпуску предусмотрена амортизация 16,5% в даты выплат 7−11 купонов и еще 17,5% номинала будет погашено в дату окончания 12-го купонного периода. Купоны являются квартальными. Дюрация составит 2,2 года
Еще одним важным аспектом облигаций является более гибкое и эффективное управление денежным потоком. Если при кредитовании рыночная практика предполагает ежемесячную оплату процентов и погашение основного долга, то в случае с облигациями купоны (проценты за пользование привлеченным финансированием) могут выплачиваться раз в квартал, раз в шесть месяцев и даже раз в год, а тело облигаций — погашаться в конце срока или амортизироваться частями в течение обращения бумаг на бирже.

Таким образом, облигации являются весьма гибким инструментом, и параметры конкретного выпуска могут определяться в зависимости от текущей рыночной ситуации, статуса эмитента и ожиданий инвесторов. Успех размещения зависит от степени открытости компании, способности обосновать ставку купона в сочетании с другими параметрами выпуска, умения выстроить диалог с инвесторами через постоянное информирование о результатах своей работы и перспективах компании на сроке инвестирования. При адекватной оценке рисков и балансе интересов эмитента и инвестора облигации найдут своего покупателя.
PHOTOCREO MICHAL BEDNAREK/SHUTTERSTOCK/FOTODOM
Привлеченные с помощью выпуска облигаций средства будут направлены на финансирование основной деятельности Компании — приобретение автотранспорта, спецтехники и оборудования для последующей передачи в лизинг
Помимо уже описанных преимуществ, работа с инвесторами и практика регулярного раскрытия информации помогает бизнесу выйти на качественно новый уровень. Работа с рынком публичного долга предполагает соблюдение строгих правил финансовой отчетности и особых требований к корпоративному управлению. Деятельность компании становится более прозрачной и эффективной. Меняются подходы к оценке результатов работы и планированию, появляется возможность посмотреть на свой бизнес со стороны, чтобы определить точки роста. В итоге эмитент получает не только эффективный источник финансирования, но и выстроенную систему менедж­мента и стратегического управления.

В августе «Интерлизинг» вышел на биржу с шестым выпуском облигаций. Первоначально планируемый объем размещения — 3,5 млрд руб. — в ходе сбора заявок был увеличен до 4,5 млрд руб. Выпуск вызвал большой интерес не только у институциональных инвесторов (кредитных организаций, страховых и управляющих компаний), но и у физических лиц. При итоговом размещении было удовлетворено свыше 15 тыс. заявок. Доля облигаций в кредитном портфеле компании превысила 30%.

Данный результат является беспрецедентным для эмитентов лизинговой отрасли: настолько широкий перечень розничных инвесторов в сопоставимые по параметрам выпуски облигаций ранее не удавалось привлечь никому из частных лизинговых компаний.

Читайте также