Аналитика

Как меняется отношение
к предпринимателям

В массовом сознании укрепился стереотип: предприниматели — это люди, которые стремятся к получению прибыли, не выбирая средств. Однако в последние годы это представление постепенно меняется. И государство, и общество, и сами предприниматели переосмысливают значение малого бизнеса для экономики.
За последние тридцать лет российские предприниматели прошли путь от челночной торговли на вещевых рынках до организации производств и выпуска уникальной продукции.

Сегодня им вновь приходится адаптироваться к изменившимся условиям и преодолевать новый виток сложностей, связанных с последствиями санкционной блокады товаров, услуг и технологий.

По данным Корпорации МСП, в России работает около 6 млн компаний малого бизнеса, задействованных в самых разных отраслях — от образования и культуры до производства сложных технических изделий. На их долю приходится 35% от всех занятых в экономике страны и 37% от общего денежного оборота. Очевидно, что развитый малый бизнес — одно из необходимых условий устойчивости экономики.

В докладе, который подготовили АНО «Национальные приоритеты», Московская школа управления «Сколково» и Общероссийский народный фронт, опубликованы комментарии предпринимателей и представителей общественных организаций о роли малого бизнеса в социальной и экономической жизни страны. Опросы показали неоднородность мнений, но в целом эксперты настроены позитивно и выражают надежду на поддержку со стороны государства.
Общество и предприниматели
Обычные граждане воспринимают предпринимателей по-разному, демонстрируя весь спектр отношений: одни видят в них авантюристов, другие сочувствуют их трудностям, третьи завидуют, четвертые уважают, а кто-то даже называет барыгами.

«Предпринимательскому сообществу в России всегда было непросто, — говорит основатель российского бьюти-инкубатора Russian Beauty Guru Наталья Ракоч. — Прозвище „барыга“ для людей, которые жизнь свою кладут на то, чтобы построить бизнес, звучит не очень-то приятно. Мне всегда хотелось о нас рассказать, обозначить нашу роль, потому что это большой труд, большие инвестиции и большие риски».

Председатель совета Союза защиты прав потребителей финансовых услуг Игорь Костиков тоже видит сложность в том, что пока еще предпринимательство не является той сферой, которая пользуется доверием и уважением со стороны общества.

Не вполне согласен с этим мнением заместитель руководителя исполкома Общероссийского народного фронта по экспертно-­аналитической работе, руководитель портала для самозанятых www. samo-zanyatost.ru Арсений Беленький: «Образ жадного капиталиста в сознании населения, скорее, закрепился за людьми, которые владеют большими предприятиями. А малый и средний бизнес для них — это такой активный сосед, занимающийся тяжким трудом и страдающий от контрольно-надзорной деятельности».
С 1 января 2023 года повышен порог дохода предпринимателя, необходимый для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН), до 141,4 млн руб. — за счет изменения коэффициента-дефлятора. Для предпринимателей, которые уже применяют УСН, предельный доход составит 251,4 млн руб.
Действительно, в последние годы негативные ассоциации с лихими девяностыми постепенно уходят. На это повлияли выстраивание цивилизованного рынка, увеличение количества компаний МСП и самозанятых (что, в свою очередь, привело к созданию новых рабочих мест), усиление поддержки бизнеса государством и, как следствие, заинтересованность все большего числа граждан в открытии собственного дела.

Директор Центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП Липецкой области, президент Липецкой торгово-промышленной палаты Анатолий Гольцов считает, что уважение к предпринимателям в обществе растет.

Во многом это происходит потому, что компании МСБ предоставляют дополнительные возможности для трудоустройства. Позиционирование предпринимателя как работодателя улучшает отношение к бизнесу в целом.

«Население — это же те наемные работники, которые заинтересованы в том, чтобы развивалось предпринимательство, чтобы было где работать и получать зарплату», — отмечает Сурен Обаян, генеральный директор ОАО «Молзавод «Мясниковский».

Предприниматели и партнеры

В непростых социально­экономических условиях взаимная поддержка, соблюдение принципов делового партнерства и норм деловой этики приобретают особое значение.

Абсолютное большинство представителей бизнеса (81%) в марте и апреле текущего года реализовывали различные меры поддержки партнеров — от предоставления скидок до безвозмездного сотрудничества. Согласно исследованию НАФИ, посвященному оценке уровня лояльности российских компаний к подрядчикам и поставщикам B2B‑услуг, наибольшего доверия и лояльности со стороны B2B‑клиентов заслуживают банки для юридических лиц, лизинговые компании и поставщики офисной канцелярии и расходных материалов.

«Сохранение устойчивых отношений с деловыми партнерами — один из ключевых вызовов для бизнеса в условиях экономической турбулентности, — уверена директор направления стратегических проектов аналитического цент­ра НАФИ Ирина Гильдебрандт. — По нашим оценкам, способность компаний оперативно внедрять новые подходы к выстраиванию взаимовыгодных отношений с учетом специфики положения партнеров, проявлять лояльность, гибкость и поддержку является важнейшим нематериальным активом не только для выживания бизнеса в текущих условиях, но и для укрепления деловой репутации в будущем».
Александр Исаевич,
генеральный директор Корпорации МСП:
Культурный код предпринимателя основывается на трех взаимосвязанных элементах. Первый — это отношения государства и предпринимателя, и его основа — партнерство. Важно слушать и слышать друг друга, постоянно быть в диалоге. Второй — отношения гражданина и предпринимателя. Когда, например, человек утром покупает кофе или отводит ребенка в спортивную секцию, идет коммуникация с малым бизнесом. И третий — отношения «бизнес — бизнес». Это про уважение, доверие друг к другу и порядочность. Когда эти три составляющие работают, то государство создает для бизнеса комфортные условия, бизнес растет и не боится рисковать, а граждане поддерживают предпринимателей рублем.

Государство и предприниматели

По мере развития предпринимательства в России менялось и отношение государства к этому сектору экономики. Особенно показательными стали период пандемии и текущая ситуация: введение целого ряда правительственных мер поддержки свидетельствует о возросшем внимании и переоценке роли МСБ. От прежнего преимущественно фискального характера действий власти переходят к инструментам методологического и консультационного сопровождения бизнеса.

По мнению руководителя Центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований Даниила Наметкина, важность и роль МСП, особенно в малых городах, существенно возросла. Федеральные и региональные власти понимают, что МСБ — важный сегмент экономики, без которого она не может эффективно функционировать.
Наиболее актуальные запросы к государству:
  • не создавать бизнесу дополнительных препятствий;
  • предоставить доступ к «дешевым» деньгам — льготному кредитованию;
  • обеспечить страхование и хеджирование предпринимательских рисков — для инициирования прорывных проектов;
  • предоставить методическое и консультативное проектное сопровождение со стороны государственных ведомств;
  • упростить процедуры выбора и вхождения в программы государственной поддержки.
«В последнее время государство стало открываться бизнесу, устанавливая новые точки взаимодействия, — делится своими наблюдениями генеральный директор „ИНТЕРСЭН‑плюс“ Дмитрий Куршин. — Мы становимся свидетелями появления эффективных инструментов поддержки, которые предоставляют новые возможности и так необходимы предпринимателям».

С ним согласна исполнительный директор унитарной некоммерческой организации «Фонд развития бизнеса Краснодарского края» Елена Пистунова. «Я застала еще те времена, когда к бизнесу было совершенно другое отношение органов власти, наделенных надзорными фискальными функциями, — вспоминает она. — И я вижу, как системно меняются эти подходы, меняются в лучшую сторону».

Потребность в государственной поддержке у малого бизнеса есть. Опыт пандемии COVID‑19 дал положительные результаты — предприниматели получили сигнал, что государство внимательно относится к их проблемам. Нынешняя ситуация, несмотря на трудности, рассматривается как окно возможностей для бизнеса и повышает важность диалога с государством. Однако на этом пути возникает несколько барьеров. Предприниматели осведомлены о наличии государственных программ, но о содержании и механизмах их работы они знают гораздо меньше. «Постановления сформулированы так, что ни бизнес, ни ответственные на местах до конца не понимают, как это правильно реализовать, — говорит генеральный директор международной транспортно­логистической компании INBS Юлия Баландина. — Например, как правильно ввезти товар без ущерба для себя и для клиента».
Иван Абрамов,
первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике:
Почему мы имеем проблемы по импортозамещению, по созданию новых предприятий? Потому что есть еще историческая память: предприниматель — это что-то не очень хорошее. Нужно изменить отношение к таким людям. Нужно объяснить, что предприниматель — это двигатель прогресса, источник налогов. Предприниматель — это доход. Предприниматель — это развитие.

В нашей стране, согласно статистике, в пять раз меньше граждан, которые хотят заниматься предпринимательской деятельностью, чем в Европе. Нам нужна популяризация процессов открытия бизнеса, особенно в санкционных условиях. Иначе мы не потянем задачу по импортозамещению. Нужно максимально создать условия, чтобы люди все больше и больше хотели заниматься собственным бизнесом, открывать собственное производство и производить собственный товар.
В информационной кампании государства недостаточно сделан упор на разъяснительный и консультационный компонент, предпринимателям не хватает сервиса «единого окна». По мнению Игоря Костикова, нет системности; непонятно, куда идти в первую очередь, если хочешь воспользоваться поддержкой; нужны ясность и четкость.

«Необходима популяризация не только мер поддержки, но и того, как их реально получить, какие действительно помогут в текущей ситуации», — делает вывод Наталья Ракоч.

Но, несмотря на сложности, власти стараются выстроить диалог с предпринимателями и помочь им. «Мы получаем поддержку в Министерстве экономического развития Ростовской области и в Министерстве сельского хозяйства Ростовской области, — приводит пример Сурен Обаян. — Это льготные кредиты, субсидии на переработку молока и приобретение оборудования, возможность участвовать в национальных проектах под эгидой Минэкономразвития Ростовской области. И как участники мы получаем льготы по налогу на прибыль».

Руководитель некоммерческой микрокредитной компании «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области» Андрей Дочкин с пониманием относится к существующим серьезным объективным внешним факторам, которые влияют на бизнес. «Тем не менее государство, абсолютно искренне говорю, очень оперативно подготовило достаточный пакет мер. Это касается льгот, связанных с налоговыми платежами, отсрочкой выплат, реструктуризацией кредитов», — заключает эксперт.
Предприниматели о себе
Сами представители МСБ оценивают свою роль как стратегическую для экономики страны и социальных отношений.

Ни для кого не секрет, что базовая цель любого бизнеса — получить прибыль. Но есть и другая — создать новую предпринимательскую среду, сформировать своим продуктом и своей деятельностью новый рынок, объединить инициативы, энергию и идеи бизнес­сообщества для достижения общей цели. Именно эта мысль — потенциальная возможность изменить мир — мотивировала на занятие бизнесом многих предпринимателей.

«Мы сейчас часто говорим о том, что человеку нужен человек, — отмечает Елена Пистунова. — В бизнесе действительно появилось много человеческого. Отсюда все современные тренды на социальное предпринимательство, клиентоориентированность, наставничество, партнерство».

Еще более эмоционально оценивает предназначение предпринимателей основатель мини-производства «Гаргантюа» Андрей Куспиц: «Мне кажется, что успеха достигают те, кто просто ненормально и сильно верит в какое-то дело. Многие ставят на первое место деньги: сколько, когда и как отобьется. Но это неправильно. Мы должны гореть, мы должны сделать свое дело как можно лучше, мы должны совершить прорыв в бизнесе».
Бизнес и предпринимательство: в чем разница
В повседневной жизни мы используем слова «предпринимательство» и «бизнес» как синонимы. Совпадают значения этих понятий и в словарях. Однако на ментальном уровне разница все-таки есть — ее удалось выявить путем экспериментального опроса 571 представителя МСП и 67 бывших или нынешних студентов программ Московской школы управления «Сколково».

В чем эта разница, сформулировала генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей Школы управления «Сколково» Елена Бондаренко: «Бизнес не равно предпринимательство. Необходимы идейность, создание нового продукта, нацеленность на изменения экономики. Это и делает бизнес предпринимательством».

Читайте также