БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Кредиты и другие продукты для бизнеса в Банке Уралсиб

Стойкий, гибкий, закаленный — сегодня многие представители власти характеризуют малый бизнес подобными эпитетами. Действительно, компании МСБ в очередной раз демонстрируют способность адаптироваться к непростым экономическим условиям. Банки, со своей стороны, стараются оказать им поддержку. Что изменилось в работе Уралсиба, какие новые продукты и сервисы для предпринимателей появились в его линейке?
SHUTTERSTOCK/FOTODOM

О кредитах

По данным ЦБ РФ, объемы выдачи кредитов компаниям МСБ превышают показатели прошлого года.

Уровень одобрений заявок начиная с июня имеет устойчивую тенденцию к росту. Банки осторожно снимают ограничения в риск-политике, введенные в феврале — марте, но подход к рассмотрению заявок остается более консервативным, чем в прошлом году. Наиболее рискованные, беззалоговые кредиты Уралсиб, например, перестал предоставлять в большом объеме, но в части продуктов, которые выдаются под залог имущества, значимых ограничений не вводилось. Очевидно, что люди, закладывая имущество под финансирование, тщательно проанализировали риски своего бизнеса.

Основные причины отказов — неустойчивая финансовая модель бизнеса (с учетом текущей экономической ситуации) или отрицательная кредитная история его собственников.

Взрывного роста просроченной задолженности в Уралсибе не наблюдается, показатели находятся в модельных значениях. Клиентам, которым нужна поддержка, предоставляется возможность оформить реструктуризацию в рамках госпрограммы (№ 106-ФЗ) или в рамках собственной программы. На текущий момент реструктуризировано около 10% кредитного портфеля, но в банке считают, что эта часть портфеля не будет проблемной. Многие клиенты оформляли реструктуризацию в марте — апреле в целях сохранения оборотных средств под дешевые кредиты, когда ставки по новым выдачам достигали 30% годовых.
SHUTTERSTOCK/FOTODOM

О клиентах ВЭД

Особенность текущего года — большой приток в Уралсиб клиентов малого бизнеса, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. В условиях санкций предприниматели переходили на обслуживание в банки, не попавшие под ограничения и имеющие широкую линейку продуктов для ведения ВЭД. В результате в 2022 году количество таких клиентов в Уралсибе выросло в три-пять раз. Уже в следующем году, после того как настроятся новые логистические цепочки, банк ожидает роста клиентских операций по этому направлению.

Заметный тренд — смена валюты платежей участниками ВЭД. Если раньше на доллары и евро приходилось около 99% всех платежей, то в последнее время наблюдается рост оборотов и платежей в юанях. Доля долларов и евро в международных расчетах, безусловно, будет снижаться и дальше, поэтому Уралсиб планирует запустить ряд продуктов для участников ВЭД в юанях. Например, такая потребность есть у логистических компаний, так как при доставке товаров из Китая им нужно проводить платежи в пользу Китайской железной дороги в юанях.
Первый кредит

1 ноября в дополнительном офисе «Миасский» в Челябинской области Уралсиб выдал первый кредит для импортеров приоритетной продукции.

В октябре наш банк заключил с Минпромторгом соглашение о предоставлении субсидии кредитным организациям. Это позволит возместить недополученные доходы по кредитам, выданным отечественным компаниям на приобретение приоритетной импортной продукции.

О господдержке

Правительство уделяет большое внимание поддержке малого бизнеса. В феврале — марте появились продукты оборотного и инвестиционного кредитования в рамках программы Банка России и совместной программы с Корпорацией МСП, которые пользуются у малого бизнеса большим спросом. Доля выдач в рамках этих программ в наиболее острый весенний период достигала 95%. Есть отдельные сегментные программы, направленные на поддержку компаний­импортеров и параллельного импорта. Вероятно, дальнейшее развитие программ поддержки будет более точечным и направлено на отдельные отрасли, нуждающиеся в поддержке с учетом текущей экономической ситуации: сельское хозяйство, промышленность, туризм, логистика.

В Уралсибе есть отдельное управление, которое взаимодействует с государством и обеспечивает участие банка в этих программах. Например, по программам поддержки малого и среднего бизнеса от Корпорации МСП банк полностью использовал выделенный лимит, который позволял выдавать кредиты по более низким ставкам даже в тот период, когда рыночные ставки достигали 20% и более, что, безусловно, оказывало поддержку предпринимателям. Бизнесу также доступны льготные кредиты с господдержкой для отдельных отраслей, которые помогают привлечь финансирование под небольшой процент. Государство четко формулирует свои критерии, и тем клиентам, которые им соответствуют, банк предлагает кредиты с субсидированной ставкой.
SHUTTERSTOCK/FOTODOM

О продуктах банка

В Уралсибе постоянно расширяется линейка предложений для МСБ. Например, в августе запущен скоринговый кредитный продукт, в рамках которого клиент в течение двух-трех дней может получить до 10 млн руб. всего по двум документам под любые виды обеспечения. Также в августе банк ввел гарантийные лимиты для участников рынка госзакупок в экспресс­формате — до 50 млн руб.

Малому бизнесу по-прежнему доступны экспресс-продукты, ломбардные кредиты, оборотные и инвестиционные продукты, овердрафты.

Бизнес-клиенты Москвы и Санкт-Петербурга могут оформить в офисах банка квалифицированную электронную подпись (КЭП), а уже в начале 2023 года такая возможность появится во всех регионах присутствия банка.

Ряд продуктов Уралсиб предоставляет полностью дистанционно. К примеру, банковские гарантии клиент получает буквально за минуты или часы. Таким образом выдается по 3−5 млрд руб. ежемесячно.

В августе была запущена виртуальная карта «Мир Business» для действующих клиентов, в сентябре — онлайн-сервис по внесению изменений в ЕГРИП и ЕГРЮЛ с подсказками: можно без визита в налоговую обновлять данные в реестрах или, например, ликвидировать ИП. Сервис берет сведения из реестров и автоматически, без ошибок заполняет большинство полей.
  • до 10 млн руб.
    может получить клиент банка уралсиб в рамках скорингового кредитного продукта
В ноябре в Уралсиб Бизнес Онлайн банк запустил еще один удобный инструмент для малого бизнеса — сервис «Цифровая зарплата». Он позволяет переводить сотрудникам все предусмотренные ТК РФ выплаты на счета/карты любых банков, не расходуя лимиты на перечисление физлицам. Расчет НДФЛ с возможностью одновременной уплаты налога производится автоматически.

Был также модернизирован контакт-центр в Уфе. Теперь это круглосуточный центр дистанционного обслуживания бизнеса во всех регионах присутствия Уралсиба с широкими возможностями, в том числе удаленным открытием счета и подключением банковских продуктов. Дистанционные бизнес­ассистенты общаются с клиентами по телефонам и в мессенджерах, выстраивая доверительные персональные отношения. 92% пользователей оценили сервис на отлично.

Сейчас Уралсиб реализует пилотный проект, который позволит развиваться в тех городах, где нет отделений банка. В планах — выйти в 2023 году на полноценное обслуживание клиентов МСБ в любой точке России. Для этого модернизируется цифровой банк, меняются продукты, которые требовали личного присутствия в отделении.

Кстати, в этом году мобильное приложение Уралсиба вошло в топ‑10 лучших мобильных банков на Android для ИП и малого бизнеса по версии Markswebb.
Действующие бизнес-клиенты Уралсиба могут оформить квалифицированную электронную подпись (КЭП) в офисах банка.

Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи предоставляет партнер Банка — доверенное лицо удостоверяющего центра ФНС России УЦ «Основание» (АО «Аналитический Центр»).

О маркетплейсах

Одна из задач Уралсиба — расширить взаимодействие с клиентами, которые работают на маркетплейсах. Сегодня этот рынок насчитывает от 800 тыс. до 1 млн компаний, ИП, самозанятых. Потребности у них самые разные: финансирование оборотных средств, бизнес-карты, валютное обслуживание для закупок продукции за рубежом и т. д. Помимо этого, у них есть запрос работать через несколько каналов продаж: не только через крупнейшие маркетплейсы, но и, например, через социальные сети.

Уралсиб может предоставить удобный платежный сервис, интернет-эквайринг, оплату с помощью QR‑кодов, через Систему быстрых платежей. Банк может быть бо⁄льшим интегратором по закрытию этих потребностей, чем финансовые сервисы маркетплейсов. Это одна из тех ниш, в которой Уралсиб хотел бы расширить свое присутствие, понимая немалую емкость данного рынка.

О центрах развития малого бизнеса

Несмотря на развитие онлайн-­каналов, у клиентов должна оставаться возможность полноценно взаимодействовать с банком офлайн.

С 2021 года Уралсиб начал открывать центры развития малого бизнеса — это новый формат привлечения и обслуживания клиентов МСБ. Сегодня в крупных городах в разных регионах присутствия банка работает уже 20 таких специализированных офисов. В центрах развития малого бизнеса предпринимателям доступен широкий спектр услуг: они могут открыть расчетный счет, оформить кредитные продукты и бизнес-карты, получить консультацию, подключить эквайринг и т. д. Отдельно выделены зоны для премиального обслуживания клиентов.

О клиентской лояльности

В II квартале 2022 года Уралсиб запустил программу лояльности для клиентов малого бизнеса. Механизм очень похож на тот, который применяется при работе с физическими лицами: клиент совершает операции и получает баллы, которые потом может конвертировать в рубли.

Пока результаты банк оценивает позитивно и в дальнейшем намерен развивать программу, наполнять ее новыми инструментами. Сейчас проходит тестирование множества гипотез, анализируется мнение клиентов, для того чтобы в перспективе программа лояльности стала неотъемлемой частью жизни предпринимателя в банке.
  • 92%
    пользователей контакт-центра Банка Уралсиб оценили сервис на отлично

О перспективах

По оценкам Уралсиба, в целом по рынку по итогам года будет рост кредитования на уровне 10%. В ближайшее время банк еще раз про­анализирует качество текущих портфелей и влияние санкций на бизнес заемщиков, чтобы принять решение о целесообразности дальнейшей либерализации риск-политики.

Но кредитование МСБ, несомненно, продолжится. Для Уралсиба это одно из приоритетных направлений, поскольку позволяет клиентам получать финансовую поддержку для реализации своих проектов, а банку — соответствовать ожиданиям бизнеса и получать дополнительный доход.

Рассчитывать на взрывной рост клиентов в этом году не приходится. Большая часть предпринимателей, которые искали для себя банк-партнер, в целом уже определились. Ожидания Уралсиба связаны в основном с ростом объемов операций, совершаемых клиентами. В текущем году логистические цепочки еще продолжают настраиваться: компании тестируют новые маршруты, новых партнеров, оценивают сроки поставки и т. д. Как только они настроятся, объем операций возрастет.

В тройке лидеров

Евгений Абузов вошел в топ‑3 рейтинга наиболее успешных руководителей подразделений по работе с малым и средним бизнесом российских банков. Рейтинг подготовили журнал «Банковское обозрение» и аналитический центр «БизнесДром».

Ключевые критерии — результаты работы на текущей должности: запуски новых проектов, прирост клиентской базы и кредитного портфеля, а также участие руководителя в деятельности профильных рабочих групп, комитетов и общественных организаций рынка.

В должности заместителя Председателя Правления Банка Уралсиб, курирующего направление корпоративного, малого и среднего бизнеса, Евгений Абузов работает с 2017 года. С декабря 2021-го он возглавляет комитет по кредитованию малого и среднего бизнеса Ассоциации российских банков, в задачи которого входит поддержка и развитие банковского финансирования субъектов МСП.

  • Под руководством Евгения Абузова банк достиг значительных результатов в работе с предпринимателями.
  • По итогам 2021 года Уралсиб вошел в десятку лучших банков по объемам кредитования МСБ (рейтинговое агентство «Эксперт РА»).
  • Интернет-банк вошел в топ‑10 самых прогрессивных цифровых банковских сервисов в России (консалтинговое агентство Markswebb).
  • В феврале 2022 года клиентский сервис Уралсиба получил наивысшую оценку на уровне А1 («БизнесДром»).
  • С 2021 года Уралсиб открыл 20 центров развития малого бизнеса в крупных городах присутствия банка.
  • В 2022 году начал работать центр круглосуточного дистанционного обслуживания бизнеса в Уфе, который оказывает поддержку клиентам во всех городах присутствия банка.
  • Активно реализуется программа по цифровизации продуктов и процессов: это позволит обслуживать предпринимателей вне зависимости от наличия офиса Уралсиба в любом регионе России.

Читайте также