Если меняются критерии отнесения бизнеса к МСБ, насколько возрастают риски банков? Сейчас, в период турбулентности, и так рискованное кредитование МСБ стало еще более рискованным.
Мне кажется, с критериями отнесения компаний к МСБ это никак не связано. Вероятность того, заплатит заемщик или не заплатит, от этих критериев не зависит. Может измениться только то, что раньше банк его кредитовал по более низкой ставке. Но, опять же, то, что в Уралсибе принято относить к малому бизнесу, системно не исключается Банком России из этого сегмента. Мы точно понимаем, что активы в 8 млрд руб. уже достаточно крупный бизнес.
Сейчас мы уже видим последствия изменений экономической ситуации, которые начали происходить с февраля. В октябре часть реструктуризаций, которые у нас запрашивали клиенты, начала подходить по срокам к концу как по госпрограммам, так и по собственным программам Уралсиба. И какого-то значимого перехода в дефолтность не последовало. Увеличение дефолтности, конечно, есть, но его нельзя назвать критичным. Влияние частичной мобилизации на кредитоспособность малых и средних предприятий (МСП) оценивать пока рано.
Частичная мобилизация действительно связана с увеличением рисков для МСБ. Изменятся ли подходы к кредитованию компаний из этого сегмента и его объемы?
Как вы понимаете, с февраля мы несколько снизили аппетит к риску, но даже с этим сниженным аппетитом наш кредитный портфель МСП не падает, а, наоборот, растет. В этом году он вырос на 10−15%. Сейчас мы готовы разморозить некоторые скоринговые программы, некоторые из них уже запустили, но продолжаем внимательно анализировать кредитные риски в текущей ситуации.