Аналитика

Облигации или кредиты?

Ключевая цель работы с долговыми рынками в этом году для большинства компаний — рефинансирование уже существующих долговых инструментов. Об этом свидетельствуют данные открытого публичного опроса, который агентство «Эксперт РА» проводило на своем сайте в феврале 2023 года. Большинство компаний в текущем году планируют выходить на долговой рынок.
Неожиданный результат
В целом итоги опроса исследователи считают достаточно предсказуемыми. За исключением одного: непредвиденным оказалось отсутствие консенсуса по ожидаемым ставкам на облигационном рынке — одинаковые предположения звучали у эмитентов и с высоким, и с низким кредитным рейтингом.

Аналитики трактуют такой результат как следствие высоких рисков, которые не оценены многими компаниями и которые могут нарушить планы по финансированию. При этом с уверенностью можно говорить о предстоящей активности в весеннее окно выхода на долговой рынок: воспользоваться им планируют более 40% компаний.
Резюме
  • Около 50% опрошенных компаний, рассматривающих возможность долгового финансирования, относятся к категории МСБ.
  • Крупнейшие компании, располагая сбалансированным портфелем долга и высоким кредитным качеством, отдают предпочтение выпускам облигаций — 67%.
  • Крупному бизнесу также комфортна работа с облигациями — 80%. В то же время 93% ответивших считают высокой и вероятность привлечения банковского долга.
  • Компании МСБ движутся к формированию сбалансированной стратегии, сочетающей банковский и облигационный долг.
Банковское кредитование
Несмотря на то что большая часть компаний, планирующих новые долговые заимствования, закладывает возможность выпуска публичных инструментов на рынке, банковское финансирование сохраняет актуальность для всех категорий бизнеса.
Что выбирает бизнес
Для всех компаний, планирующих привлечение долгового финансирования, приоритетной целью является рефинансирование уже существующих долговых инструментов — 46% опрошенных.

Рефинансирование существующего облигационного долга требуется более чем половине респондентов, при этом часть компаний указывает на необходимость одновременного рефинансирования банковского и облигационного долга, а часть — только банковского долга. Для данного направления привлечения финансирования 100% респондентов предполагают возможность использования публичных долговых инструментов.

Выделяется заметная доля компаний, планирующих погашение банковского долга и наращивание публичного, 50% из них относятся к категории МСБ.
Выпуск облигаций
Около 42% респондентов ожидают, что весной откроется окно выхода на рынок для выпуска и размещения облигаций. Драйверами весеннего окна станут не только уже сложившиеся планы компаний, но и новые решения ускориться из-за макрофакторов: возможного возврата к повышению ключевой ставки ЦБ, а также вероятных крупных размещений ОФЗ.

При этом ожидания по ставкам отражают высокую неопределенность. По мнению аналитиков «Эксперт РА», у целого ряда потенциальных эмитентов ожидания далеки от их кредитного качества. Например, приемлемым для размещения уровнем называют купон в диапазоне 8−10% все компании AAA, но одновременно и треть компаний в категории ruB. Такие расхождения по оценке возможностей рынка требуют еще более тесного взаимодействия компаний, организаторов и инвесторов. Невысокая планка ожиданий свой­ственна компаниям с низкими рейтингами, при этом основная активность предполагается именно в данном кластере.
Качество отчетности
Помимо не всегда рациональной оценки рыночных условий компаниями МСБ, эксперты агентства отмечают, что группе с низкими кредитными рейтингами присущ дополнительный риск, связанный с качеством отчетности. Этот риск обязательно отразится на стоимости, а возможно, и на вероятности размещения ценных бумаг.

Вопрос качества данных и адекватности оценок риска на их основе может быть закрыт заключением аудитора с достойной репутацией. Опрос показывает, что фактический рыночный стандарт — это проверка либо экс большой четверкой, либо крупным российским аудитором. В то же время почти четверть опрошенных компаний МСБ все еще пользуется услугами региональных аудиторов, репутацию и качество работы которых практически невозможно верифицировать.

«Мы ожидаем, что экономика выпусков потребует соблюдать базовые правила финансовой гигиены: иметь консолидированную отчетность, надежного аудитора, ключевые элементы системы корпоративного управления, прозрачную корпоративную структуру. Без этого рейтинги при прочих равных условиях будут ниже, ставки — выше, а спрос — более ограниченным», — отмечается в аналитическом обзоре «Эксперт РА».

Чем выше рейтинговая категория компании, тем больше вероятность долгосрочного размещения.

Читайте также