Аналитика

Цифровая финансовая грамотность россиян

У 87% жителей России средний или высокий уровень цифровой финансовой грамотности. В то же время каждый третий имеет в знаниях некоторые пробелы. Таковы результаты первого замера индекса цифровой финансовой грамотности (ЦФГ), который в декабре 2022 года провел аналитический центр НАФИ.
Измерение ЦФГ предусматривает оценку цифровых финансовых знаний, установок и поведения. Индекс цифровой финансовой грамотности измеряется в баллах, в 2022 году он составил 5,63 балла из 10 возможных.

Средний уровень продемонстрировали 70% опрошенных. Чаще всего к этой категории относятся женщины (73% против 63% мужчин), жители городов (73% против 61% жителей сельской местности) и одинокие россияне (81%).

Высокий уровень — у 17% респондентов. Портрет наиболее подкованного в цифровой финансовой среде — мужчина старше 45 лет, имеющий семью более чем из трех человек и проживающий в небольшом городе.

Низкий уровень ЦФГ зафиксирован у 13% участников опроса.
  • 74%
    россиян готовы повышать свою цифровую финансовую грамотность
Цифровые финансовые знания
66% хорошо понимают принцип использования персональных данных в интернете;
49% осведомлены о необходимости подписания цифрового финансового договора, для того чтобы он считался действительным;
38% заблуждаются, считая, что криптовалюту можно использовать в качестве законного платежного средства.
Цифровые финансовые установки
81% согласен с тем, что, прежде чем проводить оплату в интернете, нужно убедиться в безопасности сайта;
56% читают условия и пользовательские соглашения перед онлайн­покупкой;
31% не знает о рисках утечки персональных данных через общедоступные сети Wi­Fi и считает, что совершать интернет-платежи с таким подключением абсолютно безопасно.
Цифровое финансовое поведение
75% не разглашают свои пароли и ПИН-коды даже близким друзьям;
79% не делятся в интернете личной информацией о своих финансах;
38% практически никогда не меняют пароли на сайтах для онлайн­покупок;
34% регулярно обновляют пароли на сайтах.

Читайте также