Павел Александрович, в конце I квартала прогнозы состояния российской экономики носили алармистский характер. Как деловое сообщество оценивает ее текущее состояние и каков настрой малого бизнеса?
Если в двух словах, все могло быть намного хуже. Изначально рисовалась гораздо худшая картина и по уровню спроса, и по динамике продаж во всех секторах, и с точки зрения кредитоспособности бизнеса.
Разные отрасли чувствуют себя по-разному. Какие-то пострадали больше из-за проблем с логистикой, потерей каналов поставок готовой продукции и сырья для собственного производства, рынков сбыта своих товаров и услуг. На этом фоне малый бизнес в целом выглядит относительно неплохо, потому что его ключевые сегменты — это розничная торговля, сфера услуг, общепит, то есть секторы экономики, ориентированные на внутренний спрос, который не пострадал драматическим образом.
Да, был определенный шок в конце I квартала, но сейчас ситуация стабилизировалась. Об этом свидетельствует даже такой показатель, как просрочка по кредитным обязательствам. Считалось, что будет резкий всплеск неплатежей, от которых не спасут никакие кредитные каникулы и реструктуризации. Между тем сегодня просрочка находится на уровне ниже 7%, что является лучшим показателем за последние несколько лет, включая допандемийный период. То же самое касается выдач новых кредитов. Ситуация была печальная в первой половине года вплоть до июня. Но уже в июле — августе динамика развернулась: растет объем выданных кредитов, при этом не страдает их качество.
Безусловно, во многом это заслуга своевременно принятых мер государственной поддержки, которые включали в себя и кредитные каникулы, и широкий набор программ льготного кредитования.
За счет каникул предприниматели получили передышку на самый шоковый период, возможность сконцентрировать ресурсы на адаптации своей деятельности к новым условиям. А всевозможные субсидии, гранты, система государственных гарантий и другие финансовые инструменты эту возможность усилили.
То есть все худшее уже позади?
И да и нет. Субъекты МСП (малого и среднего предпринимательства), как и экономика в целом, действительно неплохо справились с первой волной вызовов. И прямо сейчас все выглядит неплохо.
Для малого бизнеса ключевой риск, или назовем его «фактор неопределенности», — это уровень потребительского спроса. Он определяется не только доходами, но и склонностью к потреблению.
В II квартале было налицо снижение этого показателя, многие домохозяйства начинали экономить в ситуации неопределенности, формировать финансовую подушку безопасности. В III квартале начался возврат к более привычным моделям потребительского поведения.
То же самое касается и рынка потребкредитования. В режиме реального времени можно наблюдать, как он «оттаивает», формируя дополнительный потребительский спрос.
Но обе эти тенденции имеют пока осторожную динамику. Если они начнут набирать обороты, если в итоге потребительский спрос окажется хотя бы на уровне прошлого года, это в значительной мере подпитает и малый бизнес.