Аналитика

Настроения российского бизнеса

Какие факторы и в какой степени влияют на деятельность российских компаний, что помогает им выстоять и как они оценивают перспективы развития? Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провел очередное масштабное исследование настроений бизнеса. Его результаты отражены в докладе «О состоянии делового климата в России», опубликованном в марте 2023 года.
Определяющим фактором для деловой среды и российской экономики в целом в 2022 году стали, безусловно, санкции. Однако, несмотря на сложности, которые возникли в связи с введением разного рода ограничений, серьезно замедлить развитие большинства предприятий они не смогли.

Наиболее значимыми в прошлом году стали транспортно-логистические проблемы, влияние которых на бизнес было максимальным и с точки зрения последствий, и с точки зрения количества затронутых ими компаний. Это негативное воздействие пока в значительной степени сохраняется.

Существенное влияние на кадровую ситуацию в компании и ее ключевые экономические показатели зафиксировано у небольшого числа респондентов.

Ограничение недружественными странами экспорта ключевых российских товаров и введение в ряде случаев потолка цен на них потребовало перенастройки системы сбыта, выхода на новые рынки и отчасти усугубило транспортно-логистические проблемы.

Рост цен на российскую и иностранную продукцию и повышение тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий также отразились на российских компаниях негативно.

Легализация параллельного импорта получила наиболее высокие оценки среди антикризисных мер, поскольку позволила отчасти сгладить проблемы, связанные с барьерами при импорте и уходе с российского рынка иностранных компаний.

В десятке главных событий, позитивно повлиявших на бизнес, — активная реализация политики технологического суверенитета и импортозамещения и перевод части расчетов в рамках внешнеэкономических сделок в валюты дружественных стран (прежде всего юани) и рубли. Эти задачи решались не один год, но в 2022 году удалось добиться определенного прогресса.
В 2022 году Банк Уралсиб запустил ребрендинг. Главная задача — актуализировать стиль и подчеркнуть достоинства бренда, не отказываясь от богатой истории банка.

В результате мы обновили логотип и цветовую гамму, создали собственный современный шрифт «Уралсиб», актуализировали коммуникационную идею.

Все особенности нового стиля Банка Уралсиб наглядно отражены на лендинге.
59% считают деятельность компании успешной
Трудности и ограничения, возникшие в 2022 году, не привели к масштабной переоценке успехов и достижений самих компаний.

В 2020 году около трети участников опроса сообщили, что их деятельность была неуспешной.

В последующие два года такую оценку давали уже менее пятой части компаний. Кризис 2022 года не смог замедлить развитие компаний: за два года доля оценок «деятельность была успешной» подросла более чем на 20 пунктов и достигла 59%.
51% инвестировали по-крупному
Новые ограничения на импорт оборудования и комплектующих, в том числе высокотехнологичной продукции, не смогли настолько серьезно затормозить развитие инвестиционной деятельности, как это произошло в кризис 2020 года.

Во время первого года пандемии более пятой части опрошенных предприятий не осуществляли инвестиции, через год компании стали намного реже выбирать отрицательный ответ, а к концу 2022 года доля сократилась на 9 п. п. Одновременно последовательно росло число организаций, чьи инвестиции были крупными, — с 36 до 51%.

Доля предприятий, объем вложений которых был не очень значительным, оставалась на протяжении этих трех лет примерно на одном уровне — около 40%.
88% планируют инвестиции
В 2022 году компании стали более смелыми в своих прогнозах: 56% участников опроса планируют направить на инвестиционные проекты крупные объемы средств. Треть собирается вкладывать не очень значительные средства в инвестиции и только 12% компаний не включили в бюджет на следующий год инвестиционные проекты.
51% называют рост тарифов основной проблемой
Проблемы, которые мешают вести предпринимательскую деятельность в России, можно разделить на несколько групп по остроте и актуальности.

Возглавляют список дефицит квалифицированных кадров, рост цен производителей и рост тарифов, и ситуация остается почти без изменений на протяжении многих лет. Эти проблемы в 2022 году отметила примерно половина респондентов.

Следующую по актуальности группу образуют избыточно высокие налоги с долей 30,2%, снижение спроса (23,7%) и чрезмерное контрольно­надзорное давление на бизнес (20%).

В третью группу входит довольно большое количество проблем, примерно в равной степени мешающих деятельности российских предприятий. Их указали от 10 до 15% респондентов.

Вариант «Сложности в осуществлении внешнеэкономических операций (логистика, взаиморасчеты, страхование и т. д.)» был добавлен в анкету только в 2022 году, и его отметили порядка 15% компаний.

Трудности с доступом к кредитным ресурсам, недобросовестную конкуренцию и высокие административные барьеры назвали ключевыми около 13% опрошенных.
60% получили господдержку
Доля получателей государственной поддержки среди опрошенных компаний выросла сразу на 10 п. п. 60% компаний сообщили, что они обращались и получили поддержку со стороны государства: субсидии, государственные гарантии, займы институтов развития, пониженные налоговые ставки или нефинансовую поддержку. Причем организации могли быть получателем одного или нескольких видов поддержки.
82% воспользовались субсидиями
Среди компаний — субъектов МСП доля получателей поддержки составила в 2022 году 51,7%, а среди крупных организаций она достигла 64%.

Доля компаний, которые получали субсидии, и доля организаций,
которые применяли налоговые льготы, за прошедший год примерно сравнялись: 82 и 77%.

Льготные займы также использовало примерное равное количество респондентов — порядка 60%.
32% кредитовались по льготным ставкам
Треть компаний — субъектов МСП, получавших поддержку в 2022 году, обращалась за банковским кредитованием по льготной ставке. В 2020 и 2021 годах доля организаций, воспользовавшихся этими программами, была 46 и 59% соответственно.

За гарантийной поддержкой обращались 16% компаний — субъектов МСП. В 2021 году их доля не отличалась, а в кризисный 2020 год была выше — 23%.

Десятая часть организаций — субъектов МСП получали субсидии на поддержку молодежного предпринимательства и гранты на поддержку инновационных проектов, социальных или начинающих предпринимателей.
69% высоко оценивают региональные власти
Оценки вклада региональных властей в состояние делового климата почти совпали с оценками, полученными в 2021 году: 69% респондентов выбрали положительные ответы. Около пятой части опрошенных считают, что региональные власти не оказывают никакого влияния на состояние делового климата, и только десятая часть компаний оценила действия властей негативно.

В 2020 году распределение было немного смещено в сторону нейтральных и негативных оценок.

По мнению 73,7% представителей крупного бизнеса, региональные власти способствуют
изменению состоянию делового климата к лучшему. Среди субъектов МСП с этим согласились 58% респондентов. Организации из этой группы чаще крупных компаний выбирали нейтральные ответы.

Читайте также