Можно выделить несколько основных трендов, которые будут определять развитие рынка в ближайшие годы в сегменте работы банков с малым бизнесом.
Первая — увеличение нормы накоплений и более умеренная потребность в кредитах ввиду высокой стоимости денег на рынке.
Вторая — сохранение высокой доли бюджетных денег в экономике и сегменте малого бизнеса и, как следствие, сохранение спроса на банковские продукты, связанные с участием в госзакупках, и на кредиты по госпрограммам.
Третья — уменьшение стоимости банковских услуг в сегменте малого бизнеса, включая «оборотные» комиссии (взимаемые от суммы проведенной операции).
Четвертая — рост доли расчетов с помощью СБП в сегменте розничной торговли и услуг, в том числе по причине более низкой комиссии по сравнению с эквайрингом.
Пятая — смещение банковских расходов предпринимателей от классических комиссий за РКО в сторону сервисов, которые помогают развивать бизнес: бухгалтерия; сервисы, связанные с безопасностью; сервисы, помогающие сравнить производительность бизнеса с конкурентами, построенные на Big Data банков.
Также мы ожидаем роста сегмента онлайн-торговли и, как следствие, роста сектора малого бизнеса, компании которого выступают поставщиками на маркетплейсы.
С точки зрения потребности в банковских продуктах могут быть востребованы следующие услуги: расчеты по импорту из дружественных стран, программы льготного кредитования, мгновенные b2b-расчеты по СБП.
Источник: «Банковское обозрение»