Для взаимной выгоды
Есть целый спектр направлений, где малый бизнес мог бы предложить услуги крупным компаниям: маркетинг и корпоративные коммуникации, создание приложений или сайтов, дистрибуция и продажи, ИТ-поддержка, строительство и ремонт и т. д. Большие предприятия могут сконцентрировать свои усилия на основном производстве, тогда как малые и средние компании специализируются, как правило, на конкретных узких задачах и хорошо понимают, как их решить с наилучшим результатом. Крупному бизнесу часто выгоднее отдать отдельные услуги на аутсорс, чем принимать в штат редкого специалиста для выполнения работ, которые требуются время от времени.
Представители МСП за последние годы доказали, что они гораздо гибче реагируют на перемены, способны быстро нарастить производство и предложить лучшую цену. Поэтому их в качестве поставщиков охотно привлекают корпорации, где идет импортозамещение.
В свою очередь, крупные компании могут оказать МСП технологическую, финансовую, информационную, консультационную поддержку. Например, один из крупных российских агрегаторов предлагает вариативные тарифы для малого бизнеса с бесплатным доступом к аналитике — предприниматель может подобрать набор услуг, настроить размещение объявления и его продвижение под свои цели. Некоторые компании проводят для МСП бесплатные семинары, образовательные мероприятия, дают антикризисные консультации. Помощь в кадровых вопросах оказывает ряд сервисов, публикующих вакансии. Периодически они проводят акции, бесплатно размещая информацию о стажировках для студентов или продвигая вакансии работодателей из числа МСП. Крупные сетевые ретейлеры запускают проекты, в рамках которых местные производители могут представлять в магазинах свою продукцию по упрощенным схемам, а также предоставляют им финансовые льготы.
Еще один вариант кооперации компаний разных уровней — шерингпартнерства (совместное использование инфраструктуры, помещений, техники, оборудования). Ректор РЭА им. Г. В. Плеханова Иван Лобанов рассказал в интервью «Российской газете», что с экономической точки зрения шеринг представляет собой способ дозагрузки избыточных мощностей, которые приобретались не для сдачи в аренду. Для того чтобы их владельцы и пользователи нашли друг друга, нужны цифровые платформы, связывающие экономическое пространство.
Директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Александр Чулок считает, что для России шеринг связан еще и с трудовыми ресурсами, поскольку для многих предприятий становится проблемой найти подходящих специалистов. Давая интервью на радио «Ъ FM», он отметил, что необходимо появление бирж для профессионалов, которые смогут использовать свои навыки и компетенции, работая на несколько компаний.